Свалка рядом с аэропортом Пулково может сорвать саммит G20


В то время как Санкт-Петербург готовится к предстоящей встрече глав государств «большой двадцатки», руководство Ленинградской области никак не может справиться с крупнейшей свалкой, расположенной возле аэропорта Пулково на Волхонском шоссе.
Как рассказал «Известиям» руководитель Комиссии по экологии Социальной платформы ВПП «Единая Россия» Роман Романов, существуют опасения, что пожар на свалке может помешать проведению саммита G20, тем более что синоптики обещают жаркое и сухое лето.
— Это бомба замедленного действия, вспыхнуть может в любой момент, — объясняет Роман Романов. — В 2011 году загорелось именно осенью, за лето эта гора мусора прогревается, высыхает, возникают самовозгорания. А что случится, если гореть начнет в период проведения встречи «большой двадцатки»? Но до саммита с этой свалкой сделать точно ничего не успеть. Кроме того, по нашим оценкам, примерная стоимость работ по рекультивации составляет 2 млрд рублей.
Полигон «Южный», как официально именуется Волхонская свалка, постоянно является источником задымления, настолько сильного, что временами оно мешает работе находящегося неподалеку аэропорта Пулково. Кроме того, на свалке обитает неимоверное количество ворон и чаек, создающих угрозу безопасности полетов – попадание птицы в двигатель самолета может привести к катастрофе. Такие инциденты с пернатыми уже были: в сентябре прошлого года при
выполнении рейса № 163 по маршруту Петербург (Пулково) – Москва
(Шереметьево) Boeing 737-500 столкнулся с птицей на взлете. Экипаж принял решение о возврате в аэропорт Пулково. В результате попадания птицы в правую переднюю часть воздушного судна
произошло повреждение датчика угла атаки.
Кроме того свалка доставляет неудобство жителям близлежащих населенных пунктов. В дни, когда дует западный ветер, жителям города Пушкин становятся необходимы противогазы — ядовитый дым окутывает город. Достается и южным районам Санкт-Петербурга.
По мнению зампредседателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Алексея Петрова, всё не так страшно — замеры на границах Санкт-Петербурга показывают, что концентрации вредных веществ в пределах нормы.
— К сожалению, гражданам очень тяжело объяснить, что запах не нормируется и та гарь, которую они ощущают, нормативам не подлежит, — говорит чиновник.
В то же время, по предоставленным комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга данным, в Пушкинском районе города наблюдается стабильный рост онкологических заболеваний: в 2009 году — 521 случай, в 2010-м — 530 случаев, в 2011-м — 610, в 2012 году — 621 случай.
Полигон начал принимать твердые бытовые отходы (ТБО) и другой мусор еще в 1978 году. С тех пор накопилось порядка 30 млн т отходов, и ежегодно сюда привозят от 450 тыс. до 600 тыс. т. С 2002 года оператором полигона «Южный» является организация коммунального комплекса Санкт-Петербурга «ЗАО «Завод КПО» (комплексной переработки отходов), задачей которой является не только прием и размещение мусора, но и постепенная рекультивация полигона.
По словам депутата законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадима Ларионова, проверки в августе 2012 года показали, что действия по рекультивации полигона практически не проводятся, при размещении отходов допускаются многочисленные систематические нарушения природоохранного законодательства. В итоге природоохранная прокуратура запретила прием коммунальных отходов, оставив возможность принимать только строительный мусор и грунт «в целях рекультивации полигона». За прошедшие с тех пор восемь месяцев ситуация не изменилась.
— Я могу сказать вам абсолютно четко, что на полигон сегодня незаконным образом проникают транспортные средства, которые завозят туда по ночам бытовые отходы, — говорит Вадим Ларионов. — Не знаю, за наличные деньги или как, но мне интересно, почему это не пресекается силами специальных органов, почему ничего не делается, чтобы всё это прекратить?
По словам председателя комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области Дмитрия Разумова, сейчас администрация Ленинградской области пытается в суде расторгнуть договор аренды, заключенный с ЗАО «Завод КПО» на 25 лет. Основанием для судебного иска стало то, что ЗАО «Завод КПО» не только не предоставило прошедшего госэкспертизу проекта рекультивации свалки, что является одним из условий договора аренды, но и накопило задолженность по аренде полигона в размере более 13 млн рублей.
Как уточнил Дмитрий Разумов, суд назначен на 16 мая. Но высока вероятность, что судебная тяжба затянется еще на несколько месяцев, а до расторжения договора аренды никто, кроме арендатора — ЗАО «Завод КПО» — ничего делать со свалкой не имеет права. Как не имеет права и препятствовать въезду на свалку машин с мусором.
— Есть оператор полигона, у них есть договор с этим оператором. Я за то, чтобы всё делалось в соответствии с законодательством, — говорит Разумов.
По мнению члена рабочей группы по обращению с отходами при Государственной думе Константина Курченкова, сегодня многие недобросовестные владельцы или арендаторы площадок, выделенных под размещение мусора, неплохо на этом зарабатывают.
— Сегодня все полигонщики работают по одному принципу, и это массовая проблема по всей России. Они вывозят мусор, размещают его на этих площадках и зарабатывают на этом деньги. Делается это всё, как правило, с нарушениями. Но размер выписываемых им штрафов намного меньше этих доходов, — объясняет Константин Курченков. — Затем, вместо того чтобы выполнить свои обязательства, — направить часть вырученных средств на рекультивацию (воссоздание в первоначальном природном виде земли, на которой расположена свалка) — они банкротят компанию и таким образом уклоняются от взятых на себя обязательств.
По мнению Константина Курченкова, на Волхонской свалке сейчас работают по той же схеме: принимают якобы «для рекультивации» строительный грунт — разумеется, не бесплатно. Попутно под видом такого грунта нелегально принимаются коммунальные отходы, размещение которых на Волхонской свалке запрещено. Полученные этим путем доходы скрываются, а когда суд расторгнет договор аренды полигона, руководство компании будет еще и избавлено от необходимости тратить средства на рекультивацию полигона.
Представитель руководства Ленинградской области Дмитрий Разумов уверен, что никакие дополнительные меры для решения проблемы Волхонской свалки не требуются — после расторжения договора аренды рекультивацией полигона займется другая организация, которая сделает всё правильно.
— У нас есть кому этим заняться. Определена организация-исполнитель, со стопроцентно государственным капиталом, определены источники финансирования, — рассказывает Дмитрий Разумов. — Кроме того, сейчас мы ведем переговоры о грунтах — в Санкт-Петербурге планируется строительство нескольких станций метрополитена, это огромный объем грунта, который нужно куда-то вывозить.