Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО

Представители Вексельберга развязали войну с «Русалом»

Как выяснили «Известия», представители «Реновы» в суде требуют от «Русала» раскрыть информацию о сделках за три года
0
Представители Вексельберга развязали войну с «Русалом»
Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Песня
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Член совета директоров алюминиевого гиганта «Русала» Максим Гольдман — директор по стратегическим проектам группы «Ренова» Виктора Вексельберга — требует в суде раскрыть информацию по операциям и сделкам «Русала» за три года. В Арбитражном суде Краснодарского края Гольдман потерпел фиаско, но подал апелляцию. Тем временем юрлицо, к которому подан иск, ООО «Объединенная компания «Русал Управление инвестициями», приняло решение о ликвидации.

Преемник Вексельберга тоже не согласен

ОК «Русал Управление инвестициями» — «дочка» кипрского офшора Gershvin Investments Corp. Limited. Офшор, в свою очередь, принадлежит UC Rusal (зарегистрирован на острове Джерси). В последнем 15,8% контролируется через Sual Partners Виктором Вексельбергом и Леонардом Блаватником. На свой пост Гольдман был назначен в марте 2012 года, он сменил Виктора Вексельберга, за несколько дней до того ушедшего с поста председателя совета из-за несогласия «с целым рядом решений, принятых менеджментом, в том числе без согласования с советом и в нарушение соглашений акционеров, по вопросам стратегического развития компании, осуществления модернизации производства, проведения социальной и кадровой политики».

Аналитики тогда говорили о том, что к такому решению Вексельберга подтолкнул вспыхнувший в 2010 году скандал между владельцами UC Rusal — из-за покупки компанией 25% акций «Норникеля» у Михаила Прохорова за несколько месяцев до кризиса 2008 года. Вексельберг, Блаватник и Прохоров посчитали, что пакет нужно продать, решить проблему UC Rusal с долгом и начать платить дивиденды (их акционеры UC Rusal не получали с середины 2008 года). Но Дерипаска так и не согласился с компаньонами, считая, что это стратегические инвестиции.

В суде Гольдман добивается получения документов о решениях общего собрания акционеров, о сделках, направленных на обеспечение обязательств собственных и третьих лиц, о крупных (ценой более 2% от общей балансовой стоимости всего имущества) сделках и сделках с аффилированными лицами, а также бухотчетности. Интересует Гольдмана период с января 2009-го по май 2012 года. Из материалов процесса следует, что год назад он направил запрос о предоставлении всех этих документов, но во внесудебном порядке ответа не получил.

Источник, знакомый с ситуацией, пояснил «Известиям», что конфликт связан с швейцарской торговой компанией Glencore (владеет 8,75% «Русала») — на продажи через Glencore, например, в 2012 году приходилось 10% выручки компании (в 2010 году, например, на Glencore пришлось около 45% продаж первичного алюминия «Русала»). По словам источника, в «Ренове» считают, что сотрудничество с этим трейдером не вполне выгодно компании — собственно, схожий иск об оспаривании сделок с Glencore на $47 млрд был подан весной 2012 года в Лондонский международный арбитражный суд.

— Ничего удивительного, что Гольдман затребовал сразу все документы за три года, а не точечно по сделкам. Раньше, когда Вексельберг и Дерипаска, что называется, дружили, все бумаги ему предоставлялись в добровольном порядке, — говорит собеседник. — Теперь, когда Вексельберг хлопнул дверью и вышел из совета директоров, посадив на свое место Гольдмана, он действительно не знает, в результате каких конкретных операций терпит убытки.

Убытки «Русала» по итогам 2012 года составили $55 млн — это первый отрицательный годовой показатель с 2008 года. В «Ренове» вчера не смогли прокомментировать суть претензий, отметив только, что поддерживают требования члена совета директоров от Sual Partners. Связаться с самим Максимом Гольдманом не удалось.

Почему ликвидируется ответчик

Изначально ОК «Русал» приобрела акции ГМК «Норильский никель» на кипрскую компанию Gershvin Investments Corp. Limited, а российское ООО было создано и на него были переведены акции исключительно по требованию ВЭБа как условие предоставления кредита в разгар кризиса в 2008 году, пояснили «Известиям» в пресс-службе «Русала». После погашения кредита ВЭБа «Русал» получил возможность ликвидации российского ООО как звена в цепочке владения акциями «Норникеля».

— В то же время ООО «ОК «Русал Управление инвестициями» выступало истцом по целому ряду исков в рамках акционерного конфликта вокруг «Норильского никеля», — говорит представитель «Русала» Екатерина Годлевская. — В декабре 2012 года конфликт между основными акционерами был разрешен, что позволяет ОК «Русал» вернуться к изначальной структуре владения акциями ГМК.

Шансы «Реновы» невелики

— Скорее всего, Вексельберг хочет получить информацию по сделкам для последующего оспаривания, — предположил источник на металлургическом рынке.

Но это будет непросто. Судебной практики по подобным делам почти нет, а имеющаяся — больше отрицательная (для истребующих информацию истцов). Поэтому делать прогнозы относительно иска Гольдмана сложно, говорит юрист корпоративной и арбитражной практики компании «Качкин и Партнеры» Александра Улезко.

— Объем полномочий и, соответственно, доступных членам совета директоров данных ограничен уставом. И вся информация, необходимая для принятия тех или иных решений, как правило, предоставляется в рамках соответствующих полномочий. Поэтому велика вероятность, что суды откажут Гольдману, требующему отчетность по всем управленческим решениям и сделкам за три с лишним года.

На данный момент ситуация складывается не в пользу Гольдмана — юристам «Реновы» не помогла даже ссылка на практику Высшего арбитражного суда. В 2010 году ВАС аннулировал решение общего собрания акционеров «Ингосстраха», установившее новые нормы проведения собрания: личную явку членов совета директоров для получения бюллетеней для голосования, право председателя совета определять форму принятия решений и пр.

— Наличие ситуации вроде бы похожей на ту, что рассмотрел ВАС, не снимает с истца обязанности доказать обстоятельства, на которые он ссылается. При этом простых ссылок на необходимость соблюдения принципов добросовестности и разумности совершенно точно недостаточно, — отметила партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Елена Полеонова.

Но если в апелляции или кассации Гольдман все же получит желаемое, то козыря в виде возможности оспорить сомнительные сделки Вексельбергу это все равно не даст — такое право есть только у непосредственных участников юрлица, отмечает старший юрист адвокатского бюро «Муранов, Черняков и партнеры» Рафаэль Костанян. Единственное, что грозит «Русалу» при таком раскладе, — возможность оспаривания Гольдманом процедуры ликвидации ОК «Русал Управление инвестициями», начатой 30 января.

— Преимущество во времени сейчас на стороне «Русала»: если он успеет завершить процедуру ликвидации до того, как Гольдман все же добьется выдачи документов, с этого момента все его дальнейшие усилия будут напрасными: российское законодательство не предусматривает обратного хода ликвидации после ее завершения, — добавил Костанян. 

А это значит, что долги перед кредиторами погасят, а все имущество продадут с молотка, передадут офшору Gershvin Investments Corp. Limited, доля которого оценивается в более чем 237 млрд рублей. А дальше — концы в воду.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир