«Норникель» готов оплачивать приезд иностранных чиновников

По информации «Известий», ГМК «Норильский никель» предлагал вице-премьеру Дмитрию Козаку оплатить за счет средств компании визит нынешнего вице-президента Республики Ботсвана Понатшего Кедикилве в Москву. В компании указывают, что подобная практика проведения встреч с органами власти для «Норильского никеля» является «нормальным элементом работы». Впрочем, финансирование визита вызывает вопросы. По мнению юристов, такое лоббирование интересов конкретной бизнес-структуры говорит о заинтересованности конкретных чиновников.
Встреча топ-менеджеров «Норникеля» и министра Кедикилве состоялась в мае 2012 года. После нее гендиректор компании Владимир Стржалковский написал письмо Дмитрию Козаку (имеется в распоряжении «Известий») о значительном влиянии ботсванского чиновника на формирование основных экономических решений и политического климата. В связи с этим Стржалковский попросил Козака в порядке исключения в условиях формирования нового состава российского правительства подписать письмо в адрес министра Ботсваны с приглашением посетить Россию в июне 2012 года.
«Расходы по организации визита будут осуществлены за счет средств ОАО «ГМК «Норильский никель», — говорится в документе.
В письме указывалось, что компания рассматривала возможность расширения в Ботсване ресурсной базы, для чего требовалось принятие значимых инвестиционных решений. Стржалковский предложил Козаку подписать письмо, в котором говорится о роли компании Tati Nickel Mining Co. (подконтрольна «Норникелю») в горнодобывающей отрасли Ботсваны с приглашением министру и его жене посетить Москву с целью «обсуждения перспектив развития сотрудничества между странами, а также возможностей и условий успешной работы в республике».
В Ботсване «Норникель» добывает и перерабатывает сульфидные никелевые руды на предприятии Tati Nickel, которое принадлежит компании на 85% (15% акций — у правительства Бостваны). Также российская компания совместно с республикой является акционером системообразующего добывающего и плавильного комплекса BCL.
Неизвестно, была ли инициатива руководства ГМК «Норильский никель» одобрена Козаком, но визит Понатшего Кедикилве не состоялся.
— Руководство ГМК «Норильский никель» выходило с инициативой о проведении встречи с министром природных ресурсов Ботсваны во время его визита в Россию. Визит был отменен, встреча в итоге не состоялась. Для руководства ГМК «Норильский никель» практика проведения встреч с органами власти регионов присутствия компании является нормальным элементом работы, — заявили в пресс-службе «Норильского никеля».
— Лоббирование интересов больших корпораций, которые являются мощными налогоплательщиками, — это достаточно распространенная практика, и ее никто не собирается менять. Даже страны, которые защищены от коррупции, ею не пренебрегают. При этом пригласить члена правительства за счет компании можно в том случае, если нет планового государственного визита, — объясняет председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов подчеркнул, что официальные визиты членов правительства в нашу страну оплачиваются из федерального бюджета.
— Если визит оплачивает компания, значит, в ней есть государственные интересы, иначе непонятно, почему на встрече такого ранга лоббируются ее интересы. Если государственного интереса в компании нет, то надо разбираться, почему встречу организуют не за бюджетные деньги, а за средства конкретной компании, которая является заинтересованным лицом, — считает Симонов.
В августе прошлого года министр Кедикилве был назначен на должность вице-президента Ботсваны. Правительство стало активно поддерживать компании, работающие в стране. Так, в августе 2012 года правительство Ботсваны освободило алмазодобывающую компанию Mantle Diamonds от уплаты налогов, чтобы помочь ей восстановить производство. Аналитики сомневаются, что российская компания имела планы по освоению нового для себя бизнеса — добычи алмазов. В 2007 году у «Норильского никеля» были планы по разработке алмазов в Мурманской области, однако проект так и не был реализован.
— Вряд ли «Норникель» собирался договариваться с правительством Ботсваны о преференциях на алмазном рынке. Речь могла идти об увеличении рудной базы за счет лицензий, а также
об оптимизации производства на уже имеющихся мощностях, — предполагает аналитик «ВТБ Капитала» Вадим Астапович.