Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова назвала Армению инструментом Запада для «разжигания пожара» на Кавказе
Мир
В Иране заявили о готовности отразить любые атаки Израиля на свои ядерные объекты
Мир
Песков назвал незаконными аресты недвижимости россиян во Франции
Политика
В ГД указали на кражу Западом ресурсов других стран для собственного обогащения
Наука и техника
Ущерб от климатических изменений оценили в $38 трлн в год к 2049 году
Мир
СМИ сообщили о намерении семьи Кеннеди публично поддержать кампанию Байдена
Мир
Bild сообщила о вызове посла РФ в МИД ФРГ
Мир
ФРГ назвала нежелательным участие РФ в церемониях по случаю освобождения концлагерей
Армия
ВС РФ улучшили положение по переднему краю на донецком направлении
Мир
В Казахстане приостановили работу из-за паводков более 600 нефтяных скважин
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Армия
Военный эксперт указал на желание США обескровить Евросоюз руками Зеленского
Общество
МЧС РФ заявило о пике паводка в Тюменской области в начале третьей декады апреля
Мир
Google уволил 28 сотрудников после их антиизраильской забастовки
Общество
Российские авиакомпании выполнили все задержанные накануне рейсы из Дубая
Общество
Мурманский губернатор Чибис вернулся к работе после нападения

Сталевары и доярки поработали с огоньком

В выставочном центре «Рабочий и колхозница» воскресили образы героического трудового прошлого
0
Сталевары и доярки поработали с огоньком
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» открылась одноименная выставка — «Рабочие и колхозницы». Живопись, фотографии, фильмы и скульптура дают возможность заглянуть в мартеновские цеха, на колхозное поле во время посевной, стройки социализма.

Сталевары и доярки поработали с огонькомСоветское прошлое решили исследовать не через громкие имена, а через «массовую продукцию». Жанр в советское время был важнее авторства, соблюдение канона соцреализма — важнее узнаваемой руки художника. Живопись (первый этаж музея) показывает романтику «радостного труда»: сталевары у большой поворотной печи, цех тяжелых автоматов. Страшно смотреть на голого по пояс рабочего горячепрокатного цеха: в нескольких сантиметрах от человеческой кожи — докрасна раскаленный металл. На полотне под названием «Суд над прогульщиком» — склоненная голова молодого нарушителя дисциплины и решительный кулак «прокурора» на красном сукне стола. Из известных широкой публике художников — пожалуй, только Вера Мухина, создатель изваяния на вершине музея. Ее «Крестьянка» словно воплощает живородящую силу русской женщины.

Сталевары и доярки поработали с огонькомГородские живописцы чаще ездили на заводы, чем в колхозы, и этот «перекос» компенсировали фотографы. Репортер «Вечерней Москвы» и фотограф ТАСС Вадим Ковригин снимал хлеборобов в 1930-е годы. Бойкие бабенки идут за гармонистом, а на другом снимке доярки на секунду оглядываются на фотографа, не выпуская из рук тугого коровьего вымени. Идущие в темноте с поля с косами колхозники «рвут шаблон» формирующегося соцреализма: такой романтический кадр мог бы быть у Тарковского или Параджанова. Недаром Ковригин — сподвижник Родченко, основателя советского фотомодернизма.

Сталевары и доярки поработали с огонькомЗдесь есть «собрания на поле», когда выступающий с трактора возглашает не то политинформацию, не то отчет об успехах животноводов, есть сцена подсчета «трудодней»: даже по счастливым с виду лицам колхозниц понятно, что кроме «галочек» они за трудодни подолгу не получают ничего.

Коллекционер Анатолий Злобовский показал не только пикториальные (то есть живописные) фотографии Ковригина, но и нон-конформизм в работах Лазаря Эль Лисицкого и, например, Елизаветы Игнатович — талантливой, но практически забытой сестры советского фотоклассика Бориса Игнатовича.

— Откройте журнал «Наука и жизнь» 1970-х — там вы найдете нон-конформизм, казалось бы, исчезнувший в печати в СССР, — сказал Злобовский «Известиям».

Сталевары и доярки поработали с огонькомЖурнал «Огонек» достал из архивов обложки 1940-х и «парадные портреты на рабочем месте». В артели «Крестецкая сорочка» с узорными вышивками или на вильнюсском заводе электросчетчиков, в зерносовхозе имени Сталина на Ставрополье с богатым урожаем пшеницы, во время сбора винограда в винсовхозе «Коктебель» — всюду советский человек бодр, улыбчив, загорел и горд не собой, а успехами коллектива. Каждый парадный портрет представлен парой дублей — это позволяет оценить работу редакторов и архивистов «Огонька» и создает любопытный стереоэффект.

Сталевары и доярки поработали с огонькомОбложки журналов конца 1940-х — тоже с позитивными портретами. Особого разнообразия нет: вечномолодые герои собирают виноград, пашут, мечтательно улыбаются на фоне «агитпункта» с портретом Сталина, или совсем уж юная девушка нежно гладит здоровенную металлическую шестеренку. Здесь нет шедевров, но нет и провалов; нет стариков и инвалидов, и могут быть уверенные в себе и антибиотиках врачи, но не может быть болезней. Судьбу героя определяла профессиональная принадлежность — неважно, телятница это или электрик, — а не особенности взглядов или семейных драм. Последние просто остались за кадром рабоче-колхозной панорамы советского периода.

Сталевары и доярки поработали с огонькомКонтекст выставки дополняется кинопрограммой из советских фильмов. Обложки «Огонька» оживают в «Богатой невесте» Ивана Пырьева и «Частной жизни Петра Виноградова» Александра Мачерета.

Выставка открыта до 28 февраля.

Комментарии
Прямой эфир