Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин утвердил новую Концепцию внешней политики РФ
Мир
МИД РФ представил обновленную концепцию российской внешней политики
Армия
Путин присвоил гвардейское звание двум подразделениям ВС России
Мир
Президент Грузии отметила отсутствие солидарности страны с Украиной
Общество
Испания импортировала рекордные объемы российского СПГ
Спорт
Ассоциация олимпийских комитетов Африки поддержала допуск россиян к ОИ
Армия
В России приняли меры для кратного увеличения производства востребованных вооружений
Мир
Лукашенко заявил о задержании 30 причастных к теракту в Мачулищах лиц
Мир
Лукашенко предложил союзникам научить Запад защите прав человека
Общество
Около 200 тыс. жителей ЛНР остались без света из-за снегопада
Авто
АвтоВАЗ начнет выпуск автомобилей Lada на бывшем заводе Nissan в мае-июне
Мир
В Индии зарегистрирован первый случай заражения человека грибком растения
Происшествия
В реке Ордынке в Новой Москве нашли тело мужчины

Пора заканчивать с управленческим хаосом под видом аутсорсинга

Экономист Михаил Делягин — о том, почему подорожала олимпийская стройка
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Руководство страны, похоже, начало извлекать уроки из саммита АТЭС во Владивостоке: вполне успешный с точки зрения дипломатии, он прошел, по живому свидетельству президента Путина, «на стройке». И далеко не все восприняли это как интересную национальную традицию или проявление «загадочной русской души».

Разумеется, визит руководства на олимпийское строительство сопровождался победными рапортами.

Восторги главы координационной комиссии МОК Жан-Клода Килли понятны: в мире кризис, даже самые богатые и развитые страны затягивают пояса, а тут Россия вкладывает в зимнюю Олимпиаду едва ли не больше, чем было вложено во все предыдущие.

Но, несмотря на благостный фон поездки, президент Путин публично возмутился срывом сроков и удорожанием строительства одного из крупнейших горнолыжных курортов — «Горной карусели».

Сбербанк еще в апреле 2012 года приобрел за астрономические 7,6 млрд рублей (а по некоторым данным, и вовсе за 9 млрд) более 30% акций ОАО «Красная Поляна» — инвестора этого курорта — у вице-президента Олимпийского комитета России Магомеда Билалова, брата бывшего сенатора и председателя совета директоров государственного АО «Курорты Северного Кавказа» Ахмеда Билалова, которому ранее принадлежало 60% компании. В результате доля Сбербанка с 25% возросла до более чем 55%, что позволило контролировать олимпийскую стройку, сроки которой угрожающе сдвигались (с конца 2011 года аж на 2013 год). Группа компаний Магомеда Билалова вложила более 1,3 млрд рублей обратно в акции «Красной Поляны».

Тем не менее непосредственно строительство по-прежнему вела компания Билалова «Развитие курортов», имевшая контракт с «Красной Поляной». В июне срок ее контракта истек, но лишь в начале декабря появилась информация, что из-за срыва сроков Сбербанк отстранил ее от строительства и решил достраивать комплекс самостоятельно.

Вскоре ВЭБ увеличил кредитный лимит на строительство курорта более чем в четыре раза — с 12 млрд до 54 млрд рублей. Общая же стоимость проекта выросла в ходе реализации почти в пять раз — с 16 млрд до 75–80 млрд рублей (что опередило даже темпы роста расходов на всю Олимпиаду, увеличившихся вчетверо и достигших 1,4 трлн рублей).

При этом масштабы предстоящих работ таковы, что реалистичность новых сроков (сентябрь 2013 года) также вызывает у части специалистов обоснованные сомнения.

Весьма интересно, что, по словам журналистов, присутствовавшие при возмущении Путина представители Магомеда Билалова отнеслись к негодованию президента с поистине олимпийским спокойствием: мол, премьер Медведев не даст в обиду дагестанского олигарха.

Наличие такой поддержки косвенно подтверждается и тем, что в октябре прошлого года Минрегионразвития сигнализировало о срыве сроков строительства именно Путину, хотя по простой административной логике должно было прежде всего информировать об этом главу правительства.

Итак, только по общеизвестным фактам имеем срыв сроков строительства и его драматическое удорожание — притом что влиятельный дагестанский бизнесмен, вроде бы являющийся непосредственным виновником этого, получил миллиарды рублей за выкуп своей доли.

Весьма неплохой бизнес даже по нынешним временам.

С другой стороны, эта выплата может быть расценена и как «отступные», выплаченные для того, чтобы предприниматель «не путался под ногами» больших игроков, которые предпочитают «осваивать» резко увеличенный бюджет без посторонних.

В любом случае эта история обнажила и без того хорошо известную всем слабость государственного контроля за грандиозными «имиджевыми проектами» — от подготовки к АТЭС-2012 до закупки во Франции заведомо ненужных «Мистралей», да еще и по завышенным ценам.

Стало очевидно, что под видом аутсорсинга и государственно-частного партнерства часть высокопоставленного чиновничества искусственно создает организационный хаос, обеспечивающий как кратное завышение государственных расходов (и прибылей тех, кто их «осваивает»), так и гарантированную безнаказанность участников этого сладкого процесса.

С другой стороны, возникают вопросы о «кавказском следе» в сопровождавшихся громкими скандалами проектах последних лет. Многие из них связаны с Медведевым и его ближайшими соратниками, например вице-премьером Дворковичем, чья дружба с братьями Магомедовыми, разумеется, «никак не отражалась» на их феноменальных успехах в получении крупных госконтрактов и безнаказанности за последствия их исполнения (так, качество «дагестанского возрождения» Большого театра буквально ужаснуло артистов и зрителей).

Без наведения элементарного порядка в использовании государственных денег, без обеспечения личной ответственности высокопоставленных чиновников за результаты их деятельности невозможно не только развитие, но и само существование России. Более того, усилия ее руководства, обесцениваясь коррупционной мотивацией его же собственных партнеров, будут сталкивать Россию в пропасть этнических конфликтов и новой Смуты.

 Автор — директор Института проблем глобализации

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир