Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Москва протестная

В 2012 году жители столицы стали намного чаще выходить на улицу, чтобы отстаивать свои права на комфортное проживание
0
Москва протестная
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Никитин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Уходящий год в столице был отмечен всплеском локальной протестной активности. В 2012 году московские власти запустили множество крупных строительных проектов, начали работы по реконструкции восьми вылетных магистралей, ввели в эксплуатацию 8,5 км метрополитена.

Население весьма активно выступало против преобразований, в то время как чиновники, продвигая проекты по строительству дорог, возведению храмов и запуску платных парковок, заявляли, что руководствуются интересами жителей. Те, в свою очередь, устраивали локальные митинги, собирали тысячи подписей под обращениями к мэру Сергею Собянину и ходили в суды. Однако добиться желаемого москвичам удавалось крайне редко. В то же время, случаев, когда власти полностью игнорировали мнение жителей, немного. Чаще всего градус протеста удавалось снизить, сделав незначительные уступки.

Северо-Западная хорда: битва за общественное мнение

Северо-Западная хорда длиной 29 км должна связать четыре округа столицы. По мнению властей, ее появление увеличит скорость движения по городским дорогам на 6,6%. Активные протесты против строительства хорды начались в июне 2012 года, когда были запущены круглосуточные работы на Большой Академической улице. Дело в том, что часть трассы — 22 км — предполагает не новое строительство, а расширение уже существующих улиц. Большую Академическую, в частности, должны были увеличить до 12 полос. Жители девяти районов, в том числе Коптева, Крылатского и Кунцева, возмутились, что дорога пройдет в нескольких метрах от их домов. Под обращениями к мэру и в администрацию президента поставили подписи 3,5 тыс. человек.

В ответ на это власти пообещали установить вдоль трассы шумозащитные экраны, в домах — пластиковые окна, а часть дороги решили поднять на эстакаду. В результате пересмотра проекта, на некоторых участках Большой Академической улицы количество полос сократилось до шести.

Жителям Марфино удалось добиться отмены строительства одного из проездов, который мог пройти через жилые кварталы у Ботанической улицы. Между тем споры чиновников и москвичей продолжаются.

Северный дублер Кутузовского проспекта: спорный и платный

В 2012 году накалилось противостояние москвичей и чиновников по поводу другого масштабного проекта — северного дублера Кутузовского проспекта. Жители на митингах и общественных слушаниях требуют отменить строительство трассы или как минимум заменить запланированные семь эстакад, которые должны пройти в 15 м от домов на уровне 3–4-го этажа, одной развязкой на пересечении Аминьевского, Рублевского шоссе и Кутузовского проспекта. 

Власти признали, что, согласно проекту, дорога на улицах Маршала Неделина, Красных зорь и Свиридова в нарушение норм должна была пройти в 10 м от домов. В результате трассу перенесли на улицу Ивана Франко. Одно время чиновники даже обещали, что от строительства северного дублера Кутузовского проспекта вообще могут отказаться в пользу южного. Однако в декабре мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что северный дублер все-таки будет. Более того, он может стать платным.  

Комсомольский проспект: полная победа

Безоговорочной победой жителей завершился масштабный дорожный конфликт в Хамовниках. Летом 2012 года москвичи выступили против расширения Комсомольского проспекта. Согласно проекту, боковые проезды собирались увеличить на 1 м с каждой стороны, оборудовать парковочные карманы и стоянку на 120 машин. При этом пришлось бы вырубить 81 дерево. В борьбе за экологию жители собрали более 600 подписей против реконструкции Комсомольского проспекта. В конце сентября мэрия была вынуждена полностью отказаться от проекта под давлением жителей.

Щелковское шоссе: надежда есть 

Не теряют надежды на корректировку проекта и москвичи, чьи интересы затрагивает реконструкция Щелковского шоссе. Жители Гольянова, Преображенского и Северного Измайлова на востоке столицы устраивают митинги с ноября 2012 года. Именно тогда в рамках подготовки к реконструкции Щелковского шоссе вдоль дороги начали рубить деревья. На протестные акции приходит до 500 человек. Жители считают, что проект губительно повлияет на экологию районов. Реконструкцией предусмотрено расширение шоссе с 8 до 14 полос, строительство парковочных карманов, дублеров, а также многоуровневая эстакада над перекрестком у метро Щелковская, которая пройдет на расстоянии 20 м от жилых домов. Москвичи указывают, что эстакада закроет им вид из окна. В префектуре ВАО была создана рабочая группа, в которую вошли представители Москомархитектуры и НИиПИ Генплана, рассматривается вопрос об изменении проекта.

Метро нужно не всем

До 2020 года в Москве должно появиться 20 новых станций метро. Их строительство уже началось и вызывает бурные протесты. Так, не утихает возмущение жителей района Раменок по поводу будущей станции метро «Ломоносовский проспект» на пересечении Ломоносовского и Мичуринского проспектов. Весной власти по просьбам жителей отменили строительство выхода из северного вестибюля к скверу «У китайского посольства», но москвичи все равно выступают против вырубки деревьев. Жители собрали против строительства метро около 3 тыс. подписей, а также в августе подали на мэрию иск в Дорогомиловский суд, однако тот его не удовлетворил.

Москвичи также выступали против строительства станции метро «Кутузовский проспект» в районе Дорогомилово и станции «Плющиха» в районе Арбат. Заявления звучали на общественных слушаниях, однако не были приняты властями во внимание.

«Братеево» превратилось в «Алма-Атинскую» 

На протяжении всего 2012 года года жители районов Братеево и Зябликово на юге столицы боролись за возвращение строящейся станции «Алма-Атинская» названия «Братеево». «Алма-Атинской» она стала в конце 2011 года по просьбе руководства Казахстана, которая была удовлетворена мэрией Москвы. При этом местные жители подчеркивали, что Братеево — уникальный топоним с историческими корнями. Москвичам удалось собрать 7 тыс. подписей, они обращались как к Собянину, так и в Тверской суд, но иск был отклонен. 24 декабря станцию открыли под названием «Алма-Атинская».

Платные парковки: власти пошли на компромисс

С осени этого года внимание всех москвичей было приковано к жителям Центрального округа, где 1 ноября был запущен эксперимент по внедрению платной парковки. 50 рублей в час автомобилисты должны платить за стоянку на Петровке, Кузнецком мосту и еще 19 прилегающих улицах и переулках. Изначально жителям пилотных районов бесплатно разрешили парковаться только ночью — с восьми вечера до восьми утра. За дневную парковку они должны были платить как и все. Возмущенные москвичи подсчитали, что это обойдется им 18 тыс. в месяц. Еще до запуска пилота — в октябре — жители ЦАО создали инициативную группу «Против платной парковки». В итоге, с лидерами инициативных групп встретились мэр Москвы Сергей Собянин и заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Они пообещали резидентам бесплатную круглосуточную парковку до осени 2013 года, а после этого годовой абонемент за 3 тыс. рублей. Несмотря на это, Общественная палата создала рабочую группу по вопросу платных парковок, куда вошли активные жители ЦАО. Первое заседание группы должно состояться до Нового года.

200 храмов — слишком много 

В 2012 году в Москве продолжались громкие скандалы по поводу строительства так называемых модульных храмов. Программа «200 храмов» была инициирована в 2010 году патриархом Кириллом и поддержана экс-мэром Юрием Лужковым, а затем и Сергеем Собяниным. Сейчас 25 храмов находятся на стадии строительства. Между тем жители активно выступают против их появления в конкретных районах. Так, протесты в Северном Медведкове и Раменках закончились уступкой властей, которые пообещали подобрать для православных культовых учреждений другие участки. В Бабушкинском и Хорошевском районах митинги ни к чему не привели, а жители Войковского района дошли до суда, но тоже потерпели фиаско.

Выступали москвичи в этом году и против культовых учреждений других конфессий. Так, в сентябре они заблокировали строительство мечети в Митино, а в декабре на общественных слушаниях протестовали против первого буддийского храма в Отрадном. 

Протесты будут усиливаться

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин отметил, что число локальных протестов напрямую зависит от размаха строительства. Если учитывать глобальные планы Москвы, накал вряд ли будет снижаться. В следующем году столица начнет реконструкцию пяти вылетных магистралей, до 2016 года в городе будет построено 200 км дорог. 

По словам Блинкина, участники локальных протестов во всем мире делятся на две неравные группы.

— Самый типичный вид протеста — когда люди понимают, что дороги позарез нужны, но хотят, чтобы их построили где угодно, но только подальше от них, — отметил эксперт. — Намного меньше протестов обоснованных, связанных с градостроительными ошибками.

Председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников считает, что команда Сергея Собянина слышит требования, которые жители заявляют в ходе локальных протестов.

— Поэтому в выступлениях действительно есть смысл, — сказал он. — Легким диалогом это не назовешь, но ответная реакция есть всегда. Протест — это ведь тоже форма диалога.

При этом, по словам депутата, решение транспортных проблем города всегда будет провоцировать конфликт интересов. Столичный парламентарий отметил, что без хорд или новых станций метро Москве не обойтись, но очевидно, что строительство нарушает уклад жизни отдельных людей. «Время решений, которые бы однозначно поддерживались или отвергались, ушло», — уверен он.

Москва протестная

Комментарии
Прямой эфир