Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Проректор РЭУ имени Плеханова: «Мы также боимся сокращения»

Сергей Марков в интервью «Известиям» оценил решение Минобрнауки о передаче «Плешке» студентов Российского государственного торгово-экономического университета
0
Проректор РЭУ имени Плеханова: «Мы также боимся сокращения»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

После проведенного Министерством образования всероссийского мониторинга эффективности вузов Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) был признан «неэффективным» и министр Дмитрий Ливанов подписал приказ о присоединении РГТЭУ к «Плешке» — РЭУ имени Плеханова. Новость не слишком обрадовала студентов и преподавателей РГТЭУ, которые объявили о бессрочной забастовке. По мнению бастующих, данные мониторинга были подделаны и вуз является эффективным. «Известия» пообщались с проректором РЭУ имени Плеханова Сергеем Марковым и обсудили, как присоединение РГТЭУ повлияет на российский и международный имидж «Плешки».

— Сергей Александрович, РГТЭУ был признан неэффективным, и министр подписал приказ о присоединении РГТЭУ к «Плешке». Не боитесь, что слияние с таким вузом подпортит уровень вашего учебного заведения, который котируется очень высоко? 

— По всем объективным показателям, конечно, уровень «Плешки» упадет, и для нас это важный фактор, потому что в этом году впервые наш вуз вошел в международный рейтинг университетов QS. В этом рейтинге довольно жесткие критерии, и мы смогли им соответствовать в этом году. Мы опасаемся, что в результате такого слияния наши показатели могут пошатнуться, что мы просто выпадем из этого рейтинга.

Конечно, студенты РГТЭУ — это не какие-то «абстрактные студенты», они наши, российские студенты. Если с помощью такого объединения поднять уровень преподавания для них, то в целом это будет хорошо. С точки зрения специализации оба вуза очень близки в сфере «торгово-экономической природы», что является плюсом.

Еще один важный момент — вся эта бурная история может способствовать тому, что Минобрнауки будет готово выделить больше ресурсов на такой объединенный университет.

— Министр образования Дмитрий Ливанов объявил, что для «Плешки» будут выделены дополнительные средства из федерального бюджета.

— Пока это только обещание. Мы рассчитываем, что таким образом нам удастся получить больше денег на развитие, и если это произойдет, то получится поддержать развитие объединенного вуза, повысить преподавателям зарплату и так далее. Чем больше будет зарплата преподавателя, тем более квалифицированного специалиста можно привлечь к обучению. 

— Ситуация с дипломами учащихся первых курсов ясна — тут «Плешка» еще сможет вложить определенный объем знаний. А что делать со студентами последних курсов? Их интеллектуальная база заложена РГТЭУ, а диплом будет выписан от РЭУ имени Плеханова. Скажется ли это на репутации и имидже университета? 

— Может сказаться, и такая проблема может возникнуть, но ее не надо преувеличивать, ведь все будут знать, какая история произошла. Все будут знать, что по сути дела это не наши студенты.

Уровень студента зависит в большей степени от требований. Если на экзамене требуют, то студенты учатся, чтобы сдать нормально экзамены. Тут вопрос заключается в том, чтобы у студентов появилось понимание, на каком уровне им нужно будет сдавать экзамены. Вот сейчас у студентов есть некое разгильдяйство, потому что требования занижены. А для чего это делается? Да чтобы они денежку платили. 

Но тут получается так, что деньги за них будет платить Министерство образования. Изначально они поступили в РГТЭУ, какое-то количество заплатили, а теперь часть за них будет платить Минобрнауки, что дает нам возможность с них больше требовать.

Здесь возникает логика, которая позволяет увеличить требования к студентам. Ведь тут им Министерство образования платит за более дорогое образование и более качественный диплом. Конечно, часть людей этим недовольны, но ведь чем ближе к рынку труда, тем больше у них понимания, что нужно больше работать для получения хорошего диплома.

— Со стороны администрации РГТЭУ были заявления о том, что они не хотят участвовать в комиссии по объединению двух вузов. Был ли какой-либо диалог по данной тематике?

— Вчера у нас был ученый совет, где присутствовала делегация из РГТЭУ. Насколько я понимаю, суть конфликта — опасения руководства университета в потере работы. И если Минобрнауки решит данный вопрос, то трудовой коллектив вполне впишется в РЭУ имени Плеханова. Они побаиваются сокращений, но, как им заявили, массовых сокращений не планируется. 

Вопроса сокращения штатов мы также боимся. Просто страшно за то, что если «наверху» сидят хитрецы и думают, как уменьшить не только количество университетов, а еще и количество преподавателей и всего остального. Ощущение, что с помощью таких объединений пытаются сократить всё. И такие опасения возникают у всех, поэтому одним из требований мы указываем — недопущение сокращения научных школ.

Не должно быть такого, что целыми трудовыми коллективами будут сокращать преподавателей. В образовании сейчас идет жесткая борьба двух концепций. Одна «школа» считает, что от «образованных одни проблемы», а есть «школа», которая говорит, что люди являются достоянием и инвестиции приходят не из-за уровня экономки, а из-за уровня образования «на вырост», когда уровень образования является ресурсом, способным вытянуть экономику.

— Это непонимание или все-таки разные требования со стороны не только вузов но и государства?

— Это также связано с тем, что одни считают образование чистым рынком, когда деньги платят и образование будет производить данный товар. Другие считают, что образование — это важнейшая форма общественной деятельности и она должна производить не просто набор компетенций, а гражданина и квалифицированного работника, способного к самостоятельной смене образовательной квалификации, для чего ему нужно дать более высокий уровень образования, чем требует рынок. 

Тут мы с РГТЭУ придерживаемся общей точки зрения, что образование — это не чистый рынок, а огромная сфера социальной деятельности и уровень образования не должен падать на уровень экономики. Со стороны чиновников едет слишком много разговоров об экономике и рынке, а это уже подрывает доверие людей из образования. Прошлые 20 лет отучили «образовательный сектор» верить чиновникам.

— То есть, получается, это некая «обида старых времен»?

— Нет, не старых времен. Это вполне рационально. Ведь на каждой встрече с президентом или премьером им приходится оправдываться, что никто и ничего сокращать не будет, а речь идет об оптимизации филиалов и так далее. А почему они оправдываются?

Потому что на следующий день выступает какой-нибудь чиновник с разговорами про то, что у нас слишком высокий уровень образования и что он не соответствует нашей экономике и так далее. Для того чтобы таких волнений не было, нужно проводить такие реформы четко, взвешено и политически грамотно, а не размахивать «административным мечом».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир