Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Всадники Апокалипсиса прискакали в Москву

На выставке в Музее архитектуры гравюры Дюрера показаны в контексте работ современников на те же темы
0
Всадники Апокалипсиса прискакали в Москву
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка, посвященная серии «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера. В экспозиции представлены прижизненные оттиски всех 16 гравюр цикла иллюстраций к «Откровению» Иоанна Богослова — последней из книг Библии.

Музей архитектуры откликается на вызовы времени: когда все обсуждали расширение Москвы, открывалась выставка о генпланах «старой» и «новой столицы», а теперь, когда народ с иронией (или замиранием сердца) ждет конца света по календарю майя, решили поговорить об Апокалипсисе.

— Дюрер делал свою серию на подъеме, на рубеже 1500-х, когда был объявлен очередной конец света. Тогда это звучало более угрожающе, ведь и общество, и отдельный человек были куда менее защищены и от произвола государства, и от стихийных бедствий, и от болезней, — рассказал «Известиям» владелец отпечатков, московский коллекционер Сергей Зинченко. 

В XVI веке «пророком» стал Сандро Боттичелли, назначивший «начало конца» на 1500-й год. В России, кстати, напряженнее всего конца ожидали в 1492 году — по византийскому летосчислению истекали 7 тыс. лет от сотворения мира, и многие даже не сеяли рожь, полагая, что собирать урожай не доведется.

На выставке серия Apocalypsis cum figuris («Апокалипсис в образах») начинается с титульного листа к экземпляру 1511 года. Остальные листы относятся к первому изданию 1498 года. Точный тираж неизвестен; полагают, что было отпечатано примерно 500–800 комплектов.

В структуре выставки справа от каждой из 16 работ Дюрера — работы современников и последователей, Лукаса Кранаха Старшего, авторов известнейших Библий Пискатора (1639) и Мортье на те же темы. Рядом цитаты из Апокалипсиса и поясняющие материалы. 

Для экспозиции построили черную металлическую ширму. Директор музея Ирина Коробьина сравнила ее с шалашом в финале фильма «Меланхолия». Мол, если все-таки грянет, приходите к нам, встретим конец, держась за руки перед тематическими изображениями.

Каждый из листов Дюрера получил собственную «секцию» в этой «часовне-шалаше», а на отшибе, у стен, разместились вводные разделы. Здесь можно прочитать о проповеди апостола Иоанна в Эфесе и о мучениях, которым его подверг император Домициан, а также увидеть портреты Дюрера и «Страшный Суд» работы его учителя Михаэля Вольгемута.

При сравнении с современниками и последователями видно, что гравюры Дюрера всегда символичнее, насыщеннее и сложнее. Мастер в отличие от современного зрителя хорошо помнил, что «Апокалипсис» — не про конец света, не про планету «Меланхолию», глобальное наводнение или ядерную войну. Он изображает не столько гибель, сколько начало новой эры, пришествие Бога, победу над дьяволом и ликование победителей вместе с их военачальником — Христом. Архангел с огромным фигурным ключом запирает дьявола в бездне на тысячу лет, а потом на вечность ввергает его в озеро огненное. Трубят ангелы, поклоняются Богу праведники. Серия Дюрера может быть страшной, но не грустной и не безнадежной.

Выставка продлится до 1 февраля.Всадники Апокалипсиса прискакали в Москву  Всадники Апокалипсиса прискакали в Москву

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир