Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Патриарх Кирилл поздравил православных христиан с Пасхой
Мир
СМИ узнали о готовности ХАМАС к сделке по прекращению огня с Израилем
Мир
Politico узнала о выделении Байденом военной помощи Гаити на $60 млн
Мир
Израильская полиция задержала охрану греческого консула в храме в Иерусалиме
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой дождь и порывистый ветер в Москве 5 мая
Общество
Правительство утвердило создание комиссий по противодействию нелегальной занятости
Армия
Рота под командованием младшего лейтенанта Киприна сорвала атаку ВСУ
Мир
СМИ узнали о соглашении ХАМАС освободить 33 заложника для прекращения огня
Общество
Спасший сослуживцев в зоне СВО Михаил Васильев удостоен звания Героя России посмертно
Общество
СК возбудил дело после повреждения мемориала «Погибшим солдатам» в Ленобласти
Мир
Потомки ветеранов Великой Отечественной войны провели в их память шествие в Нью-Йорке
Мир
В Аргентине свыше сотни людей вышли на акцию «Бессмертный полк»
Происшествия
МЧС сообщило о ликвидации пожара на складе в Симферополе площадью 1 тыс. кв. м
Мир
Захарова прокомментировала проверки пассажиров из РФ в аэропорту Кишинева
Происшествия
Губернатор сообщил об обстреле ВСУ двух сел в Брянской области
Мир
Политолог назвал объявление Зеленского в розыск сигналом для других стран
Армия
«Народный фронт» доставил бойцам ВС РФ пасхальные куличи

Старая и новая Москва в генпланах и макетах

Столицу в ХХ веке уже «размыкали» — только не на юго-запад, а в сторону Петербурга
0
 Старая и новая Москва в генпланах и макетах
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Большая Москва. ХХ век». Можно побродить вокруг макетов — разглядеть в деталях сталинскую высотку (на МГУ все привыкли смотреть немного снизу вверх, и вряд ли многие подробно представляют себе размах его «крыльев»). Есть и макеты «несбывшегося» — например, башни Наркомтяжпрома: архитектор Иван Леонидов предлагал поставить его на месте ГУМа.

Знаковые проекты развития Москвы ХХ века представлены в чертежах, схемах, красочных перспективных изображениях. Как сказали на открытии эксперты, «в те времена архитекторы умели находить язык, понятный внешнему потребителю»: вот бы и проекты «новой Москвы» представляли не в виде компьютерной графики и немного игрушечных 3D-проекций, а на холстах 2х3 м. Тогда и общественная дискуссия была бы продуктивней.

Первый план реконструкции «Новая Москва» 1918–1923 годов, созданный Иваном Жолтовским и Алексеем Щусевым, будь он полностью реализован, назывался бы: «Мы насадили город-сад». Тогда, после 200-летнего перерыва, Москва стала главным городом России, и Щусев предлагал четко разделить территорию на зоны, сохранить исторический центр и множество отдельных старинных общественных зданий и храмов, проложить «зеленые клинья» от центра к периферии.

Проект «Новая Москва» разительно отличается от сталинского Генерального плана Москвы 1935 года, хотя о последнем нередко говорят как о развитии идей Щусева. Щусев переносил административный центр на петербургское шоссе, а по Генплану 1935 года он был «наложен» на исторический центр. Щусев выступал за сохранение старинных зданий, а при реализации Генплана 1935 года были снесены целые исторические кварталы.

Материалы плана «Новая Москва», предоставленные музею частными коллекционерами, экспонируются впервые, впервые выставляется и проект Александра Власова — реконструкция Парка культуры и отдыха имени Горького. Осуществилась из всего предложенного архитектором лишь золотая осень, изображенная на «перспективе» щедрыми масляными мазками.

Соблюдая хронологический порядок, кураторы все же расставляют акценты: стела памятника Советской конституции в первом зале, макет типовой жилой застройки в следующем. Акцент на проекте «Москвы-параболы» Николая Ладовского — дань современности: подобно авторам идеи современной «новой Москвы», вырастившим на карте не то схематическую девочку, не то воланчик, в 1932-м Ладовский предлагал разомкнуть Москву «по параболе». Только направить рост города не на юго-запад, а к Ленинграду: постепенно столицы могли бы слиться. Проект Ладовского — отказ от кольцевой системы города: с одной стороны, вероятно, пробок было бы меньше, с другой — исторических памятников было бы утрачено гораздо больше.

Впрочем, если бы взялись за проект Ле Корбюзье в 1930 году, снесли бы все, кроме Кремля и Китай-города. Француз предлагал новые принципы коллективного жилья: хотел построить высотки на прямоугольной сетке улиц.

Президент Международной академии архитектуры в Москве Юрий Платонов в разговоре с «Известиями» назвал проект Ле Корбюзье «прекрасной творческой провокацией» — подобной тому, что сейчас представляют на конкурс проектов «новой Москвы» некоторые архитекторы.

В неподдающейся на провокации советской истории водораздел между жилыми домами, украшенными портиками, колоннами и статуями, и аскетическими коробками «проходит» по «Указу о преодолении архитектурных излишеств», в одночасье изменившему облик новостроек в 1955 году.

В 2007 году главный архитектор города Александр Кузьмин заявил, что Москве пора перейти от «генплана возможностей» к «генплану необходимости». Новая версия Генплана до 2025 года была принята Мосгордумой в 2010 году. Однако с тех пор Дмитрий Медведев предложил создать «столичный федеральный округ» и присоединить к Москве от 144 до 160 тыс. га. Конкурс на архитектурную реконструкцию нового региона стал темой фильма, показанного в последнем зале экспозиции.

 Оценить прошлое и будущее Москвы можно будет до 13 января.

Комментарии
Прямой эфир