Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Власти Аргентины потребовали от Испании извинений за оскорбление президента
Мир
В Китае призвали США прекратить использовать кризис на Украине в своих целях
Мир
Экс-советник Пентагона допустил уничтожение Украины без переговоров
Происшествия
В Подмосковье загорелась кровля швейной фабрики на площади 3 тыс. кв. м
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Спорт
«Химки» и махачкалинское «Динамо» вышли в Российскую премьер-лигу
Мир
Молдавский депутат заявила о возможной гибели страны из-за евроинтеграции
Мир
Небензя назвал условия для мирного урегулирования украинского конфликта
Общество
Суд в Москве оштрафовал окрасившего волосы в желто-голубые цвета мужчину
Мир
Похороны Раиси пройдут 23 мая в его родном городе Мешхеде
Общество
В Курской области из-за заморозков ввели режим ЧС
Политика
Путин освободил Александру Левицкую от должности своего советника
Общество
В Донецке задержан глава города Енакиево по подозрению в получении взяток
Мир
Байден назвал возмутительным требование МУС арестовать Нетаньяху
Общество
МЧС предупредило москвичей о грозе и сильном ветре 21 мая
Мир
В Турции объявили однодневный траур в связи с гибелью президента Ирана Раиси
Авто
Продажи Tank 700 начнутся в России в середине осени

Невинность анатомии

Писатель Дмитрий Дробницкий — о том, чем опасна борьба с левыми
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Фильм «Невинность мусульман», о качестве которого любой здравомыслящий человек даже говорить не будет, фактически устроил кризис в мировом масштабе. События вокруг Pussy Riot и «часов патриарха» стоили нам внутреннего, национального кризиса, который по большей части состоял в обсуждении ложных проблем и противопоставлении православия демократии. Фильм «Анатомия протеста-2» грозит нам не менее серьезным кризисом.

К президенту Белоруссии Лукашенко, бывшему мэру Москвы Лужкову, уличному протесту в столице и его лидерам можно относиться как угодно, но серия «разоблачительных» фильмов канала НТВ не может не вызвать чувства брезгливости. Рецепт создания такого рода «продуктов» прост — на видеоряд накладывается нарратив, который, по замыслу создателей, свяжет показанное со сказанным. Такого рода фокусы известны со времен создания телеящика. Если, к примеру, на фоне сентябрьского парада Победы в 1945 году в Берлине, который был общим для русских, американцев, французов и англичан, говорить о том, что Европа наконец освобождена, то зритель непременно отметит участие Советского Союза в Победе, но если показать только строй русских танков ИС-3 и говорить об агрессивности сталинского СССР, который угрожает всему миру, — тогда совсем другое дело. Тогда и начинается телефейк.

В приведенном примере нельзя показывать дружелюбие, которое царило в 1945-м на трибуне, но обязательно необходимо говорить о зле, исходящем от Советской России, показывая кадры хмурого Жукова или Конева, а также курящего трубку Сталина, который, разумеется, в кадре будет присутствовать с хитрым прищуром, а нарратор будет говорить о планах СССР захватить не только всю Европу, но и всю Землю, Луну и Марс. Именно так все это и делается. Именно это и называется пропагандой. И, к сожалению, именно этому и верят люди.

Первый фильм «Анатомия протеста» был в точности таким. Так его и оценили — с усмешкой, профессиональным цеховым пониманием и «прозрением» целевой аудитории. Было также и возмущение бессовестной пропагандой. Ровно так — бессовестной, поскольку можно сколь угодно показывать Немцова на выходе из посольства США (по мне, так лучше он бы там и остался), но нельзя говорить, что все митингующие вышли на улицы, потому что им заплатили американскими деньгами. Оскорбляя граждан, сложно добиться их лояльности, как ни крути.

И вот официальная риторика резко пошла влево, главными союзниками избранной власти стали рабочие «Уралвагонзавода», учителя, врачи и вообще все бюджетники. Еще пять — семь лет назад за власть готов был «вписаться» наш не до конца сформировавшийся средний класс, но дела у него пошли плохо, во многом не без «помощи» этой самой власти. И он вышел на площади. Казалось бы, с ним известно как бороться. Надо объявить, что это зажравшиеся москвичи, люди, приходящие к Немцову и Каспарову, живущим на деньги американского Госдепа... Против них надо выставить рабочих, учителей, военных...

Очень долго раскручивавшийся Кургинян с его «новым красным проектом» по идее должен был сыграть именно эту роль — противопоставить обитателям московских кофеен с наличием Wi-Fi ту самую «реальную Россию» рабочих и крестьян. И Кургинян не был исключением. Левый популизм казался спасением.

И вот вдруг появляется «команданте» Удальцов в своих черных очках, со своими левыми лозунгами, со своей брутальной харизмой, с разгневанными студентами из регионов и «образовательной колонной» на последнем «Марше миллионов». Уже не кумир «пингвинов», «хомячков» и офисного пролетариата Алексей Навальный, а Сергей Удальцов, кумир студенчества и пролетариата самого настоящего, становится главной фигурой протеста.

Давайте будем честными друг с другом. Если Сергей Удальцов и правда замышлял госпереворот, точнее (давайте по УК!), призывал к насильственному свержению власти, совершал действия или выступал с призывами, направленными на незаконное свержение (или удержание) власти, готовил вооруженный мятеж, то его надо задерживать и судить. Если нет — сам Удальцов имеет право подать в суд.

Вторая часть фильма «Анатомия протеста» отличается от первой и предыдущих сомнительных лент тем, что там якобы представлено вещественное доказательство в виде оперативной видеозаписи. Ее качество весьма сомнительно, тем более, что с человеком, похожим на Удальцова (большую часть записи его вообще не видно), разговаривает некто, на мой взгляд, совсем непохожий на Гиви Таргамадзе, который, по сообщению целого ряда СМИ, вчера бежал из Грузии после состоявшихся там парламентских выборов, а стало быть, потерял значительную часть своего влияния.

Кто снимал это видео? Агент ГРУ или ФСБ? Тогда почему оно сначала оказалось на центральном телеканале? Видео снял корреспондент НТВ, внедрившийся в антироссийский заговор? Тогда непонятно, почему в конце фильма только сомневающимся в подлинности записи предлагается посмотреть ее полную версию, а не следственным органам? Фильм вышел, «эксклюзив получен», теперь надо отдать запись в ФСБ или СК... Так и следствие колеблется тоже! Сначала хочет получить видео в качестве доказательства, потом намеревается проверить его подлинность.

Но главная проблема, разумеется, не в этом. Даже если выяснится, что Сергей Удальцов — агент иностранных разведок, имеет дело с сепаратистами, националистами, ворами в законе и пацанами, которые не дураки подраться, то наступать все равно придется на левый фланг. Каким бы «подкупленным» ни был Удальцов, он олицетворяет собой левое движение в России.

А левые верования в стране, до сих пор страдающей от травмы, полученной при крушении СССР, представляют собой своего рода религию. Когда авторы фильма спрашивают «что общего может быть у националистов и лидеров профсоюзов», то ответить можно именно так — религия. И с ней надо себя вести аккуратно. Возможно, именно поэтому проверенная системная оппозиция в лице КПРФ заявила, что фильм — подделка.

Что ж, фильм вышел, кризис разразился. Остается надеяться, что в ходе его разрешения у нас хватит мудрости избавиться наконец от постсоветской травмы и ясно формулировать политику как власти, так и оппозиции, перестать путать либеральное и правое, левое и националистическое, центристское и «мы представляем всех».

Комментарии
Прямой эфир