Служба спасения в Москве появится не раньше следующего года


До конца года в столице будет разработан проект новой системы вызова экстренных служб, сообщил «Известиям» источник в городском правительстве. Предполагается, что горожанам будет доступно намного больше сервисов, чем раньше. Операторы смогут принимать сообщения о чрезвычайной ситуации (ЧС) по SMS или электронной почте, возобновлять прерванный разговор с абонентом, определять его местоположение, мгновенно получать все сведения о загоревшемся доме. Эксперты одобрили большинство нововведений, но подчеркнули, что как минимум до конца года город по-прежнему останется без службы экстренного вызова.
Стоимость разработки новой системы оценивается в 15 млн рублей. Система будет принимать сообщения о происшествиях по принципу «одного окна», обеспечит мониторинг ЧС по городу и анализ качества реагирования экстренных служб на ситуации.
По единому номеру 112 москвичи смогут не только вызвать пожарную службу, полицию и медицинскую помощь, но и позвонить в «Мосгаз» или службу «Антитеррор», с которой прежняя служба спасения не связывала. Проект устанавливает временные лимиты на реагирование: например, ожидание ответа от оператора не должно длиться дольше 8 секунд.
После того как абонент любым способом (звонок, SMS, факс или электронная почта) передает сообщение о ЧС, оператор направляет его в конкретную экстренную службу, сопровождая дополнительной информацией. Это, в частности, данные о местоположении абонента, если его мобильный телефон можно отследить; данные о самой ситуации. Например, оператор сможет выяснить, как часто происходят преступления в том или ином районе, сколько раз за последнее время горело здание, насколько близко от него находятся объекты, которые могут представлять угрозу при возгорании. Кроме того, оператор выяснит, где находится ближайшая машина экстренной службы и определит кратчайший маршрут к пострадавшему с учетом пробок.
Операторы также должны будут оказывать абонентам «дистанционную психологическую поддержку», автоматически восстанавливать соединение со звонящим в случае обрыва связи, принимать звонки на пяти иностранных языках (английском, немецком, французском, испанском, китайском), а также вести черный список абонентов. В него попадут горожане, совершающие ложные вызовы. С такими абонентами операторы будут «работать по особому сценарию», отметил источник в городском правительстве.
— Современная служба спасения, экстренного реагирования городу действительно нужна, — уверен зампред комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров. — Но важно, чтобы экспертная комиссия признала все нововведения действительно необходимыми. Чтобы современные технологии, на которые во многом опирается «система 112», — например, ГЛОНАСС, видеокамеры, — не оказались неработающими, как уже неоднократно происходило в Москве.
Исполнительный директор Ассоциации индустрии безопасности Александр Иванченко отметил, что «чем больше каналов передачи информации, тем проще обеспечивать безопасность и оперативно реагировать на инциденты». По его мнению, операторы службы спасения должны оказывать не только психологическую, но и практическую помощь.
— Работников службы спасения следует обучить хотя бы азам первой медицинской помощи, чтобы они проинструктировали позвонившего до того, как прибудут медики. Например, если у человека подозрение на травму позвоночника, его нельзя перемещать, — сказал эксперт.
Напомним, что Московская служба спасения, работавшая 16 лет, была закрыта 6 февраля 2012 года (специализированные службы «01», «02», «03» при этом функционируют).
Власти объясняли, что в городе появится новая структура, где под одной крышей соберутся все спасательные службы. Иванченко предположил, что высококвалифицированные кадры, работавшие в старой службе спасения, уже наверняка нашли новую работу. Впрочем, по мнению эксперта, на обучение новых сотрудников потребуется не так много денег и времени.
— Это даже не среднее специальное образование, вполне хватит двухмесячных курсов, — сказал он.