Сирийские беженцы переполняют Турцию


Проблема сирийских беженцев в Турции становится общемировой заботой. Лагеря временного размещения в приграничных турецких провинциях Хатай и Килис переполнены, а люди все продолжают прибывать. Сейчас в соседнем государстве уже нашли приют 74 тыс. человек. По крайней мере, столько зарегистрировано, но не исключено, что в реальности их больше 80 тыс. Еще 9 тыс. ждут на границе, пока будут возведены новые лагеря, чтобы было где их разместить. Между тем турецкие власти изначально не планировали принять более 100 тыс. сирийцев.
— Мы ищем возможность привлечь ООН, чтобы справиться с проблемой беженцев, — заявил министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу.
Он пообещал также поднять этот вопрос 30 августа, во время встречи министров иностранных дел стран, входящих в Совбез ООН. Заседание будет посвящено гуманитарному аспекту войны в Сирии.
Турция, по словам Давутоглу, примет и больше 100 тыс. беженцев. Однако для этого ей нужна гуманитарная помощь. В планах властей возвести еще пять лагерей для сирийцев в провинциях Газиантеп и Хатай в дополнение к девяти существующим.
— Этот груз не может ложиться только на плечи соседних с Сирией стран, как то Турция, Иордания, Ливан, Ирак, — заявил глава турецкого МИДа. — Международное сообщество должно разделить эту ношу.
По сведениям агентства ООН по делам беженцев, если конфликт продолжится, на турецкой территории может оказаться более 200 тыс. сирийцев.
Согласно информации турецкого правительства, расходы по приему беженцев составят порядка $300 млн.
Между тем пребывание такого количества неустроенных и лишившихся всего имущества людей оказалось сопряжено для Турции с целым рядом проблем. В первую очередь это касается населения, оказавшегося рядом с временными лагерями.
Как оказалось, турецкие власти не в состоянии полностью контролировать такие временные поселения. Находящиеся там сирийцы различными путями выбираются из-за загородки и идут осваивать новые места. Как жалуются жители Хатая, длиннобородые мужчины непривычного для тамошних мест вида периодически отказываются платить в магазинах, а также «совершают акты вандализма». Беженцы забираются на балконы домов, заглядывают в квартиры. Местные жители обращаются в полицию, но та бессильна что-то сделать, поскольку найти хулиганов среди массы сирийцев практически невозможно.
В том, что такие проблемы начнутся, многие были уверены еще в начале лета. Уже тогда в приграничных Сирии турецких городах стали появляться семьи беженцев, и это сопровождалось проблемами. «Им надо выживать, вот они и делают что могут, — рассказывал «Известиям» житель города Шанлыурфа в июне этого года. — Воруют на рынках, продают 12–15-летних девочек «в жены» местным жителям. Женщины просто занимаются проституцией за еду».
Ситуацией воспользовалась турецкая оппозиция. Так, лидер Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу подозревает власти в том, что в самих лагерях беженцев готовят террористов.
— В соседнюю страну бежало много сторонников Асада, — говорит представитель оппозиционного Сирийского национального совета в Турции Халед Ходжа. — Власти не в состоянии отличить проасадовских людей от оппозиции. Поэтому сейчас в лагерях находятся не только простые люди, но и представители асадовских спецслужб.
Недовольство сирийцами растет не только в приграничных районах. Стамбульцы, например, недовольны тем, что сирийцы заполонили район Аксарай в центре города.