Мусульмане просят оградить их от арабских денег законом об НКО

Ряд российских мусульманских организаций намерены попросить депутатов оставить в законе об НКО положение о том, что он будет распространяться и на религиозные организации. На этом будет также настаивать руководство республик, где большинство населения исповедует ислам. Об этом сообщил «Известиям» источник в Приволжском федеральном округе.
По его словам, возможность проверять и обнародовать источники финансирования религиозных организаций помогла бы остановить расширяющееся влияние зарубежных структур на исламские религиозные организации в России.
— Особенно от этого сейчас страдают и вовсю борются три республики — это Кабардино-Балкария, Башкирия и Татарстан.
Накануне автор законопроекта об НКО единоросс Александр Сидякин заявил «Известиям», что в преддверии второго чтения документа депутаты предложат вывести религиозные НКО из-под действия закона.
Депутаты вспомнили, что под это определение подпадает даже РПЦ: она получает зарубежные пожертвования и ведет, так или иначе, политическую деятельность в стране. Подобную точку зрения поддержали и ряд правозащитников. Например, глава Совета по правам человека Михаил Федотов неоднократно подчеркивал, что сейчас закон по некоммерческим организациям нуждается в корректировке.
— Каков именно будет механизм внесения поправки, касающейся религиозных НКО, будет ли это письмо или другой механизм лоббирования — решения об этом еще нет. Однако меры, несомненно, предприняты будут, — рассказывает источник «Известий».
— Еcли в законе будет статус международного агента для некоммерческих организаций, это поможет решить огромную проблему трех регионов. О ней мало кто говорит. Но местные мусульманские организации вынуждены будут отказываться от попыток найти деньги у арабов за границей, — рассказывает собеседник «Известий».
По его словам, открытого финансирования от исламских радикалов, конечно, не осуществляется, а «Кремль более или менее наладил систему контроля за этими процессами».
— Регулярно осуществляются попытки заставить мусульманские организации в России согласовывать те источники, откуда берутся деньги, — добавляет он.
Однако зарубежные организации действуют «хитрее».
— Мы регулярно «ловим» случаи, когда мулла едет и договаривается с эмиссарами. И в Татарстане сейчас счет идет уже на десятки мечетей, которые не контролируются официальным исламом. Эмиссары просто приезжают, дают деньги. А так у них была бы бумажка — «иностранный агент». А иметь дело с иностранными исламскими организациями, да еще и с «агентами», — такое желание в республиках мало у кого есть.
С этой точкой зрения согласен председатель мусульманской общины «Рахман» Рустам Давыдов.
— Введение статуса иностранного агента для религиозных организаций позволило бы определять сразу мусульманские общины и объединения, которые получают заграничную финансовую подпитку. Есть, конечно, иностранные фонды, которые бескорыстно переводят средства российским общинам, но таких фондов крайне мало, — утверждает Давыдов. — В основном взамен на финансирование меценаты требуют разделения их идей и взглядов и проталкивания идей иностранных меценатов в российское мусульманское общество. Так не должно быть, иностранная финансовая поддержка делает зависимыми общины, которые становятся рупором иностранных интересов.
Арабским финансированием озабочены и в московской мусульманской общине «Милость». Ее глава Марат Алимов также говорит, что необходимо знать достоверно все источники финансирования религиозных общин.
— Для нас, мусульман России, которые борются с терроризмом, важно, кто и откуда получает помощь. Мы знаем, что есть финансирование со стороны арабских стран, в первую очередь таких как Катар, который отличается своей проамериканской риторикой и часто выступает против России. На сегодня нельзя сказать, что огромное количество мусульманских общин имеет зарубежных меценатов, их количество не более 1%, — говорит Алимов.
Между тем глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль говорит, что распространение норм нового закона о НКО и понятия «иностранный агент» на религиозные мусульманские организации не даст ничего существенного в борьбе с финансированием пропаганды радикальных идей.
— Все благотворительные пожертвования для мусульманских общин все равно идут через государственный российский фонд, и там все дотошно проверяется. Если говорить про то, что какая-то группа лиц из-за рубежа решила проспонсировать какую-либо общину с целью повлиять на нее, навязать какую-то радикальную идеологию, я не думаю, что они будут делать это официально и потом отчитываться в Минюсте, — иронизирует Джемаль.
А вот глава мусульманской религиозной общины «Кяусар» Анар Хазрат Рамазанов
говорит, что сейчас меценатство со стороны арабских посланников не
такое, каким оно было в 1990-е годы, но контроль за
возможным финансированием радикальных идей все равно необходим.
— Есть такое выражение — «кто оплачивает, тот и танцует». Сейчас,
конечно, уже не то, что было в 1990-е годы. Я помню время, когда
огромное множество арабских и других эмиссаров прибывало в Россию с
чемоданами денег и своим взглядом на ислам, своим трактованием,
абсолютно неприемлемым для российских мусульман, — констатирует Рамазанов. — Кто-то соглашался на деньги, поддерживал чуждые радикальные идеи,
начинал их пропагандировать. Многие молодые мусульмане поддавались на
проплаченную пропаганду, и судьбы некоторых из них весьма незавидны.