Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Объявленное Путиным перемирие в честь 80-й годовщины Победы вступило в силу
Происшествия
Средства ПВО отразили попытку еще пяти БПЛА атаковать Москву
Мир
Белоусов заявил о плане РФ и Абхазии сформировать общее пространство обороны
Мир
Мерц попросил представителей США не вмешиваться во внутреннюю политику ФРГ
Мир
СМИ сообщили об истощении запасов техники на складах НАТО из-за помощи Украине
Мир
Президент Эфиопии примет участие в параде Победы в Москве 9 мая
Мир
В Ватикане не смогли с первого раза избрать нового папу римского
Мир
Путин заявил об успешном развитии сотрудничества России и Китая в медиасфере
Мир
Адвокат Гуцул рассказал о возможном продлении домашнего ареста башкана
Мир
Путин назвал укрепление связей с Африкой одним из приоритетов внешней политики РФ
Мир
В посольстве РФ рассказали об участии Зеленского в саммите в Норвегии
Мир
США просили Украину принимать депортированных из страны мигрантов
Общество
В России хотят запретить продажу рамок для автономеров с нецензурными надписями
Мир
Венесуэла продолжает работать над присоединением к БРИКС
Происшествия
Силы ПВО уничтожили еще два летевших на Москву БПЛА
Происшествия
Губернатор Авдеев сообщил о падении БПЛА во Владимирской области
Мир
Фицо обвинил Эстонию в попытке сорвать его визит в Москву

Путешествие по ту сторону гламура

В романе «Подземный корабль» Екатерина Шерга реабилитировала два страшных слова
167
Путешествие по ту сторону гламура
Выделить главное
Вкл
Выкл

Дебютному роману Екатерины Шерги «Подземный корабль» на прошедшем летнем книжном фестивале было посвящено камерное обсуждение с неожиданно точным заголовком: «Рождение, расцвет и упадок так называемой идеологии гламура».

После того как Виктор Пелевин навсегда похоронил гламур, назвав его наряду с пародийным «дискурсом» «основой мироздания», современные писатели с легкой душой навсегда отдали эту тему журналистам и глянцевым журналам.

«Дискурс обрамляет гламур и служит для него чем-то вроде изысканного футляра», — припечатал Пелевин. Но женщины все равно будут любить «изысканные футляры», какими бы нелепыми ни казались в наших широтах гламурные кривляния. Писательница Екатерина Шерга, словно рачительная хозяйка, взялась за то, чтобы навести порядок в трактовке этих двух понятий.

Действие романа «Подземный корабль» происходит в 2003–2004 годах. Для одного из героев, бизнесмена Мстислава Морохова, ситуация сложилась слишком удачно. Прямо как в том анекдоте — «место на Новодевичьем есть, но ложится надо сейчас», он обретает статус небожителя. Герой поселяется в самом роскошном небоскребе, из тех, в которых вечно не горят окна. В своем элитном жилье под названием «Мадагаскар» он оказывается совершенно один: остальные квартиры если и куплены, то не для жизни.

В принципе не то чтобы это была такая уж проблема для Морохова. Он не прочь в одиночестве прогуляться по местным лабиринтам и готов подождать, пока для него одного заполнят огромный бассейн. Иногда ему приходится спешно покидать свой «рай», чтобы разрулить проблемы где-нибудь в Сибири, а заодно сыграть «с главой городского Пенсионного фонда партию в бильярд на месячный бюджет его ведомства». Потом герой вновь посещает свой «мадагаскарский» уголок.

Но «счастливое» изгнание людей, не вписавшихся в контуры этой гламурной действительности, ведет к тому, что дом заполняют призраки. Заглавие романа обещает и приключения «по ту сторону гламура».

Другой герой романа, Александр Л., биолог по образованию, начал свою карьеру с призрачного Центра науки и культуры, потом «очень правильно сыграл в плане человеческого фактора», его приняли за своего и тоже оставили в одиночестве. Но в отличие от Морохова, которому в его «Мадагаскаре» оказалось не так уютно, как должно было бы, Александру действительно удается обжить данное ему странное пространство.

Александр становится сквоттером поневоле. Только вместо какого-нибудь заброшенного завода он устраивается в дорогом мебельном магазине, среди изысканной мебели и стильных украшений. После краха Центра науки и культуры герой нанимается в этот магазин продавцом. Но «молодые богатые жители столицы» вдруг принимают его за своего.

Самозванец смог проникнуть в «элиту» по одной простой причине. Населившие роман типажи к 2003 году уже стали тяготиться статусом «гламурных» и «нуворишей». Потому что всё у них шло не так. Они могли достичь «высот известных», научились легкому девизу «Россия — это такая территория беды, где в текущий исторический момент можно срубить бабки». Но в нужный момент они никак не умели проявить стиль, блеснуть скромностью и сдержанностью.

Автор очень ловко замечает всю их «недоделанность». Вот один из «героев происходящих сейчас в России новых политических процессов». Привыкший, что где-нибудь в Сургуте ему чуть что высылают вертолет с военной базы, он, «оказавшийся во Флоренции в два часа ночи», «не отыскал для себя ни ресторана, ни хорошего ночного клуба — всё темно, недружественно и закрыто». Значит, Флоренция вычеркивается из списка. А вот другой, сменив род деятельности, «был похож уже не на барина, а на его легавую собаку».

Автор высекает сюжетную искру из финальной встречи двух своих героев, но главная задача ее романа — другая. Легкий, «читабельный» роман демонстрирует, как герои пытаются наладить свои отношения с предметами, с обстановкой, с пространством. Тут даже и человек вдруг может сделаться «тихим и послушным, как мягкая подержанная вещь». Этот новый, «мягкий» подход к гламуру оказывается довольно неожиданным в эпоху громких и резких художественных заявлений. «Изысканные футляры» сами по себе ни плохи, ни хороши, напоминает «Подземный корабль», — «важно, чтобы они оказались в нужных руках».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности