Рост штрафов за плохой ремонт дорог не улучшил их качество
Столичный мэр Сергей Собянин выразил недовольство качеством ремонта московских дорог. Градоначальник возмутился тем, что подрядчиков, уже оштрафованных за недоделки, приходится наказывать рублем снова и снова. «Они что мазохисты? — резко заявил мэр. — Они считают, что их никто не будет контролировать и просто так примут их работы?»
Общая сумма штрафов за нарушения в уборке и содержании города с начала 2012 года составила 814 млн рублей. Это в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Лишь за минувшую неделю — с 26 июня по 3 июля — было собрано 26 млн рублей, за плохое содержание дорог подрядчиков оштрафовали на 9,1 млн рублей.
Этот факт вызвал гнев градоначальника. «Что у вас там с бракоделами? Лабораторный контроль дает плохое качество объектов», — обратился мэр к префекту Северного округа Владимиру Силкину.
Тот признал, что работы приходится переделывать по нескольку раз.
— Из 155 объектов, которые находятся в работе, по 24 предъявили претензии и оштрафовали на 12 млн рублей. Я дал поручение еще больше штрафовать, потому что есть претензии по технологии и качеству, — сказал префект.
Собянин отметил, что подрядчики отдают на штрафы как минимум 3% стоимости ремонта вверенных им дорог. Окружные чиновники подчеркнули, что ни один объект до устранения нарушений не принимается и не оплачивается.
Проблема брака на столичных дорогах стала очевидной, отмечают эксперты.
— В тендерах на ремонт магистралей единственным определяющим фактором является цена — выигрывают те, кто готов работать дешевле, — пояснил доцент Московского автомобильно-дорожного университета Юрий Васильев. — О качестве никто не думает.
Генеральный директор Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве (АСПОР) Александр Малов заявил, что у подрядчиков тоже накопилось много претензий к власти.
— За качество отвечают и подрядчики, и заказчик — 50% на 50%, — заявил он. — Пусть власти тоже возьмут на себя ответственность. А они не хотят. В Америке я видел, что на дороге вместе с подрядчиком присутствуют семеро представителей заказчика. На их глазах проходят все работы. А у нас на объектах вы не увидите ни одного представителя заказчика.
Мэр, по словам Малова, должен в первую очередь спрашивать со своих подчиненных, заказывающих работы. При этом эксперт признал, что Россия в плане качественного ремонта дорог отстает от других стран. Малов согласился, что из-за установленной конкурсной процедуры — когда подрядчика выбирают по самой низкой цене, на рынок часто приходят компании, имеющие «только ручку и стол».