Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
FT сообщила о риске ЕС упустить выгоду из-за медленного снижения тарифов США
Мир
В Еврокомиссии прокомментировали будущее финансирование Украины на фоне скандалов
Мир
Фицо отменил обращение по случаю Дня борьбы за свободу из-за болезни
Мир
В Европарламенте заявили о планах отправить специалистов на Украину из-за коррупции
Происшествия
Город Горловка в ДНР полностью обесточен
Армия
Гвардии старший сержант Вдовин спас двух раненых военнослужащих в зоне СВО
Общество
В ЛДПР предлагают расширить семейную ипотеку на вторичное жилье
Мир
В парламенте Болгарии заявили о подготовке к захвату активов «Лукойла»
Армия
Силы ПВО за три часа сбили 31 украинский дрон над регионами России
Мир
Орбан выступил против присоединения Закарпатья к Венгрии
Мир
ХАМАС отвергло план по размещению иностранных военнослужащих в Газе
Спорт
Российские гимнастки завоевали четыре золота на турнире в Тбилиси
Мир
Лавров назвал Нюрнбергский процесс фундаментом современного международного права
Общество
СК показал кадры c места обнаружения тела ребенка в Подмосковье
Общество
Суд отказал бывшему замглавы Росприроднадзора Митволю в смягчении наказания
Общество
Найденного мертвым на востоке Москвы мальчика убил сожитель матери
Мир
Черногория отправит своих военных на Украину для обучения ВСУ

Академия художеств представила 400 образцов народной иконы

Представители РПЦ пока не удостоили выставку комментарием
0
Академия художеств представила 400 образцов народной иконы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эмин Калантаров
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Галерее искусств Зураба Церетели (выставочный зал Академии художеств) открылась выставка «Народная икона». В экспозиции около 400 экспонатов из более чем 30 коллекций (в том числе из пяти музеев). В столице неисследованный пласт народной религиозной культуры так широко представлен впервые.

Благоразумный разбойник (по Евангелию он покаялся на кресте и стал первым обитателем рая) стоит босиком; обе его ноги — правые. Иоанн Предтеча держит чашу с символическим изображением младенца Христа — и у Крестителя обе руки правые.

Георгий Победоносец поражает копьем дракона, а в глаза бросается в первую очередь нога святого — она длиннее, чем ноги его коня. Толстые улыбчивые ангелы, аляповатые лица святых, много цветов и немало копий с западных оригиналов — такова наивная эклектика народной иконы.

— Народными мы называем иконы, сделанные непросвещенными художниками для неискушенных заказчиков, — сказала «Известиям» куратор и научный руководитель выставки Ирина Бусева-Давыдова. — Однако народные иконописцы, какими бы бесхитростными они ни были, работали только по образцу. Это гарантировало каноничность результата.

По мнению искусствоведа, феномен народной иконы появился довольно поздно — в XVI веке. До этого в условиях натурального хозяйства у крестьянина, тем более у крепостного, просто не было денег на иконы.

— Настоящий же всплеск народного иконописания произошел после отмены крепостного права, — отмечает Ирина Бусева-Давыдова.

Ремесло передавалось по наследству. Во Владимирской области, например, иконописным промыслом жили целые села. Выполнять простые элементы изображений ребенка учили лет с пяти. Повзрослевший мастер имел «железную» руку. Нимбы на иконах рисовали без всякого циркуля — получался идеальный круг.

Народная икона долго не привлекала коллекционеров (зарубежные ценители обратили на нее внимание гораздо раньше российских) и остается малоизученной до сих пор. Пока состоялись всего две посвященные этой теме выставки: в Музейном комплексе села Вятское Ярославской области и в Государственном историко-художественном и архитектурном музее Кирилло-Белозерского монастыря.

Начались обсуждения, что считать народной иконой, каков ареал ее распространения и в каком соотношении находится она с официальной церковной и старообрядческой культурой.

Коллекционер Михаил Чернов, предоставивший для выставки значительную часть экспонатов, считает особенно интересной народную икону советского времени.

— Если до 1950-го еще были живы иконописцы исторической России, то к этому времени они умерли — и промысел сошел на нет. Церковь была под запретом, иконы писали недоучившиеся художники и люди вовсе без навыков, — пояснил Михаил Чернов «Известиям». — А вот в новейшей истории о народной иконе говорить трудно: слишком развиты средства коммуникации.

Феномен наивной иконы возникает в замкнутых пространствах, считает коллекционер. Например, это может быть тюремная зона или старообрядческое село.

Пока искусствоведы разделили народные иконы на два типа: наив (икона неискушенного живописца для столь же невзыскательного заказчика) и «ремесленный примитив» — иконы, растиражированные вручную для широкого потребителя.

Деления по богословскому критерию (на канонические и неканонические иконы) в экспозиции нет: без комментариев показаны и еретическое «триипостасное божество» с тремя лицами, и изображения Бога Отца, запрещенные в православии, и католические по происхождению иконы.

Прошли времена, когда сельские батюшки отправляли творения неискусных богомазов в сараи или в печку: наивное искусство готовы изучать в том числе православные искусствоведы. Организаторы сотрудничают с несколькими церковными вузами и многими священниками, но церковного комментария на выставке пока не хватает.

Кроме живописных образов в экспозицию включили деревянную скульптуру, финифть, иконы из металла (меднолитую пластику).

Выставка в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке продлится до 16 сентября.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир