«Хотите приехать на Олимпиаду — отменяйте визы»
В переговорах о безвизовом режиме между Россией и Евросоюзом виден прогресс. Об этом Владимир Путин и европейские чиновники говорили на пресс-конференции по итогам понедельничного саммита Россия–ЕС. Добиться окончательного решения вопроса Москва планирует к сочинской Олимпиаде.
Нынешний саммит Россия–ЕС стал первым после избрания Владимира Путина на пост главы государства. Встреча в верхах прошла в Стрельне, в Константиновском дворце.
Перед тем как начались переговоры в закрытом режиме, журналисты услышали мнение Владимира Путина по вопросу отмены виз в Европе.
Российский президент проиллюстрировал сложности, возникающие у россиян, желающих выехать в ЕС, конкретным примером.
Этим примером стал для Путина кремлевский пул журналистов: сдав документы на Шенген перед поездкой в Германию и Францию, пресса, получив паспорта, обнаружила, что визу дали... на два дня, с 31 мая по 1 июня. И если бы вылет из Парижа в Москву вдруг состоялся после полуночи 1 июня (а такое вполне могло быть, учитывая, как затягиваются порой переговоры), российские журналисты пополнили бы список нелегалов.
По окончании переговоров корреспондент «Известий» поинтересовалась у постпреда России в ЕС Владимира Чижова, как европейцы оценивают действия Москвы по реализации плана «Совместных шагов по переходу к безвизовому режиму»? Этот документ был принят на предыдущем саммите Россия–ЕС в Брюсселе.
«В Евросоюзе пока изучают документ, но я исхожу из того, что они довольны», — заявил Чижов, ничем, впрочем, причины своей уверенности не объяснив.
Ответный отчет Евросоюза по выполнению того же плана российская сторона получила буквально на днях. Чижов пояснил, что его еще предстоит перевести. «Но нам не придется объявлять тендер на перевод доклада», — съязвил он, намекая на еврочиновников, объявлявших тендер на перевод отчета Москвы.
25 июня, сообщил постпред в ЕС, в Брюсселе состоятся переговоры, на которых стороны обменяются мнениями по поводу реализации «Совместных шагов».
— Когда окончательно может быть решен вопрос об отмене виз для краткосрочных поездок?
— Естественный рубеж — сочинская Олимпиада, — сообщил Чижов.
Рядом с постпредом сидел Сергей Лавров, который объяснил ситуацию еще более популярно: «Хотите приехать (на Олимпиаду. — «Известия») — отменяйте визы», — дал он добрый совет стоявшей здесь же испанской журналистке Пилар Бонет. По словам главы МИДа, «внутри Евросоюза есть группа стран, вступивших недавно», и позиция их такова: «Чтоб там эти русские ни делали, нельзя пускать их в ЕС до Молдавии, Грузии и Украины — если последняя, конечно, исправится».
Первые лица на пресс-конференции, однако, демонстрировали сдержанный оптимизм. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу отметил прогресс в переговорах: «Я лично за безвизовый режим». После этого, впрочем, чиновник дал понять, что от него лично зависит очень мало: «Должна быть политическая воля всех 27 стран-участниц (Шенгенского соглашения. — «Известия»), но решение вопроса зависит и от технических вещей».
Владимир Путин тоже отметил движение в переговорах, но заявил, что «мяч на стороне партнеров»: «Страхи по наплыву мигрантов из России преувеличены. То же самое касается наплыва криминальных элементов. Все, кто хотел попасть в Европу, уже там».
Один из европейских журналистов сообщил Путину, что в понедельник утром возле гостиницы, где жили представители СМИ, некий молодой человек раздавал листовки. И там были написаны некомплиментарные слова в адрес российского главы и кое-кого из европейских гостей. Анонимы призывали пригвоздить главу Еврокомиссии к позорному столбу. Владимир Владимирович моментально расставил все точки над i:
— Я думаю, авторы записки имели в виду позицию г-на Баррозу по третьему энергетическому пакету, — уверенно заявил президент. Судя по выражению его лица, он против идеи «листовочников» как минимум не возражал.
Третий энергетический пакет, подготовленный Европой, — действительно больная тема для Москвы. Он напрямую бьет по интересам «Газпрома», предполагая, что экспортеры газа не могут быть собственниками трубы.
У Жозе Мануэла Баррозу после выпада Путина слегка вытянулось лицо. Но еврочиновник быстро совладал с собой.
— Это законодательство (то есть третий энергетический пакет. — «Известия») объективно и не носит дискриминационного характера, — «отбился» он.