Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Армия
Инициатива старшего сержанта Колесника помогла пресечь атаку диверсантов ВСУ
Экономика
В ЦБ объяснили необходимость регулирования рассрочки
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Белоруссия сняла запрет на импорт продукции производителя чая и кофе «Орими»
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
Губернатор Гладков сообщил о гибели двух человек при атаке дронов ВСУ
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Политика
Полянский назвал заседание СБ ООН по ОБСЕ «экзистенциальной тоской»
Общество
Союз журналистов выразил соболезнования в связи с гибелью Семена Еремина
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Reuters сообщило о взрыве на военной базе к югу от Багдада
Происшествия
Удар молнии повредил взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Культура
Актер Бикович высказался об адаптациях кинокомедии «Холоп» в других странах

Правительственный час

Политолог Алексей Чеснаков — о трех системных проблемах исполнительной власти
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На протяжении апреля темой политических дискуссий и прогнозов номер один будет состав нового правительства.

О том, кто займет должность премьера, граждане уже догадываются. А вот ответы на вопросы, кто и какие посты получит в новом кабинете, обществу станут известны либо в последний момент, либо вообще только после назначения.  

Между тем роль министров в системе власти за последние годы существенно изменилась. В «лихие 1990-е» некоторые из них были яркими персонажами, способными даже на фронду по отношению к высшему руководству.

В «спокойные нулевые» министры, даже занимающие ключевые посты, в основной своей массе выглядели скорее как профессиональные менеджеры или как технические специалисты, волею президента или тандема вознесшиеся на высокие посты, чем как политики, доказавшие своей биографией право занимать эту должность и реализовывать государственный курс.

В кабинете «второго десятилетия» министры скорее должны иметь больше возможностей по определению стратегии государства в своих отраслях, чем принято доселе считать, и значительно больше, чем они традиционно привыкли на себя брать. И не помогут ссылки ни на распределение полномочий, ни на аппаратную этику. Причина перехода в новую роль — в изменении ситуации в обществе. Теперь от качеств конкретных министров будет зависеть намного больше. Поэтому назначения следует рассматривать не только исходя из аппаратной лояльности или профессиональной компетентности, но и по наличию и способности пользоваться политическими ресурсами. 

В то же время необходимо признать, что кадровые назначения будут наиболее интересными, но не самыми важными. Ведь ответ на вопрос, смогут ли министры правительства-2012 реализовать свой властный потенциал, кроется не столько в способностях конкретных персоналий, сколько в готовности президента и главы кабинета решить три системные проблемы нашей исполнительной власти: размытое целеполагание, неадекватность структуры стоящим задачам и отсутствие механизмов политической ответственности.  

Проблема размытого целеполагания — это проблема выбора определенного политического и экономического курса и наличия на его реализацию общественной санкции. Выбор этот до сих пор не ясен. Не то чтобы его вообще не существует. Он, конечно, есть и даже местами (лучше сказать, статьями) сформулирован. Но вопрос в общем направлении, а не в частностях. В случае с общественными мандатом ясности больше, но и он определенного качества. Ведь в результате только что завершившихся парламентских и президентских выборов мандат этот выдан по всей форме, но не по содержанию. 

Персональный карт-бланш имеет свою оборотную сторону. После двух избирательных кампаний вручили его конкретному человеку и партии отнюдь не потому, что они смогли убедить голосовавших в необходимости конкретных действий и реформ (то, что таковые необходимы, постулируется всеми участниками без исключения). Победители в итоге лучше других сумели донести избирателю свои оценки прошлого, но не вполне четко сформулировали предлагаемое ими будущее. В результате — кризис политического целеполагания, выражающийся в нежелании подавляющей части бюрократии брать на себя ответственность. В результате — доминирование более понятных этой бюрократии игр по перераспределению полномочий и сопутствующие им идеи об упразднении поста главы правительства с передачей его функции президенту.

Эта смысловая лакуна опаснее, чем кажется на первый взгляд. Потому что у нас и так некоторые ключевые министерства работают лишь конторами по перераспределению бюджетных средств, а не как ведомства, способные определять и добиваться политических целей. Спросите, например, какие три самых важных дела за предыдущий срок выполнило Министерство регионального развития или Министерство финансов. Они же не МЧС, им нужно не реагировать на ситуации, а ситуации (желательно не чрезвычайные) создавать! Кстати, нельзя забывать, что лишь наличие таких общих целей в будущем может сделать кабинет настоящей командой нового премьера.

Проблема несовершенства структуры правительства напрямую связана с несоответствием государства уровню развития современного российского общества. Попытки избавиться от архаично-советской модели устройства кабинета министров (в виде админреформ) потерпели крах. Не потому что не были созданы новые структуры, а потому что они лишь «утяжелили» и «разрыхлили» Систему, не решив задачи, ради которой проводились, — улучшения механизма госуправления. Власть местами выстроена по калькам советской модели, а местами наоборот — как антисоветская. Результат такого госстроительства оригинальным методом «частями сохранить, а частями сделать всё наоборот» налицо.

Наконец, отсутствие механизмов политической ответственности приводит к замыканию исполнительной власти в самой себе, ее профессиональной корпоративизации. Отсюда, кстати, постоянно возникающие идеи о целесообразности парламентской республики. Отсюда — предложения о «коалиционном правительстве». Отсюда — панические рецепты о том, что следует сделать с «непопулярными» министрами.

В нынешней ситуации такая профкорпоративизация кабинета чрезвычайно опасна. Профессиональных экспертов и управленцев достаточно держать в качестве заместителей министров или же в соответствующих департаментах аппарата правительства.

В правительство должны войти те, кто понимает, как устроены современные механизмы публичной политики, поддерживающие линию Путина и Медведева и способные эффективно работать с парламентом, партиями и общественными группами давления. Основу могли бы составить те, кто прошел через сито последних парламентских выборов. При этом министры должны работать не только с правящей партией, но и открыто дискутировать с оппозиционными силами в очной полемике в стенах Госдумы.

От того, как будут решены эти три проблемы, зависит будущее кабинета. На какое-то время инициатива по формированию «большого правительства» затмила собой вопросы к работе правительства обычного. Новое привлекательнее старого, так же как свобода лучше несвободы, но увлечение новым может привести к опасному откладыванию решения старых проблем, которые пока никуда не исчезают. А от их решения, по-моему, будет зависеть не только эффективность будущей исполнительной власти, но и модернизация страны, не говоря уже о «мелочах» типа сохранения политического режима или действующей элиты.

 Автор — руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры


Комментарии
Прямой эфир