Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Электронный бюджет» для всех запустят в 2013 году

Пока казначейство обменивается финансовой информацией онлайн только со своими клиентами в закрытом режиме
0
 «Электронный бюджет» для всех запустят в 2013 году
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Любой желающий сможет контролировать не только государственные закупки, но и бюджет с собственного компьютера. Как рассказал «Известиям» глава Федерального казначейства Роман Артюхин, сейчас идет разработка, а в 2013 году планируется запуск глобального портала бюджетной системы www.budget.gov.ru (есть вероятность, что будет рассмотрено размещение сайта также и в доменной зоне .рф), при помощи которого можно будет отслеживать все движения бюджетных средств. Ведомство несколько лет занимается автоматизированием внутренних процессов, но ни разу не раскрывало конкретные сроки запуска проекта.

— Иногда мы должны показывать не только конечный результат, например, отчет об исполнении бюджета: «доходы — столько-то, расходы — столько-то», но и промежуточные документы, — пояснил глава казначейства. — Для потребителя информации может быть важна и платежка, и акт выполненных работ. Вот, например, договор на сайте госзакупок. Что дальше происходит? Выполнена или не выполнена работа? Оплачена она, в каком размере, или не оплачена совсем? Купили что-то — пылится оно на складе, списано, перепродано или введено в эксплуатацию? Все это можно будет увидеть на нашем портале.

Пока отслеживать движение бюджетных документов онлайн могут только сами казначеи и их клиенты — бюджетники, казенники, госзаказчики, да и то не все. Для внутреннего документооборота создана система управления финансовыми данными (СУФД), к которой на данный момент подключено 4 тыс. организаций в Краснодарском крае, Владимирской и Тульской областях. По словам Артюхина, массовые подключения к СУФД начнутся будущим летом, когда в территориальные органы казначейства будет поставлено все необходимое оборудование.

СУФД, которую разрабатывала корпорация Oracle, концептуально является частью портала бюджетной системы, но будет ли она входить в него технически — пока неизвестно, хотя существует вероятность объединения этих проектов на уровне архитектуры. Сейчас этот вопрос решают IT-специалисты.

— Каждый пользователь СУФД имеет свой личный кабинет и взаимодействует с казначейством примерно так, как это происходит в интернет-банке, — рассказал Роман Артюхин. — Идентификация пользователя происходит при помощи электронной цифровой подписи. Уже сейчас через обычный интернет-обозреватель можно направлять заявки на кассовый расчет, получать выписки и так далее, то есть передавать и получать в ответ электронные документы, имеющие такую же юридическую силу, как и бумажные документы с подписью и круглой печатью.

По словам главного казначея, публичными в итоге будут далеко не все финансовые данные. Однако регламент допуска широкой публики к информации пока не прописан.

В задачи портала входит обеспечение полной прозрачности бюджетной системы. Кстати сказать, российский бюджет в этом смысле и так не безнадежен. По оценкам международной организации International Budget Partnership (IBP), занимающейся составлением рейтинга открытости государственных бюджетов (Open Budget Index, или OBI), в 2010 году Россия занимала по этому показателю 21-е место из 89 возможных. Хотя, конечно, хотелось бы большего.

По словам создателя проекта OpenGovData.ru Ивана Бегтина, публичная часть проекта может поднять Россию пунктов на десять в рейтинге OBI и поставить ее в ряд других цивилизованных стран, не скрывающих от народа ни единой копейки (евро, фунта, кроны) бюджетных средств.

— У нас на самом деле достаточно прозрачный бюджет, — говорит Бегтин. — Наши минусы — отсутствие поквартальных отчетов и недостаточная «понятность» бюджета. Отчеты пишут профессионалы для профессионалов, простые люди в них разобраться не могут. Если эта проблема будет решена на новом портале — отлично.

Бегтин видит основную проблему всех государственных электронных отчетных систем в том, что в них включены муниципальные органы. Во-первых, это сильно утяжеляет проект и делает его очень дорогим. А во-вторых, это нарушает право муниципалитетов на самоуправление: по закону эти органы не должны регулироваться государством, а за счет самоуправления. Другое дело, что на практике, как правило, муниципальные бюджеты убыточны и выживают они исключительно за счет федерального финансирования.

— Муниципалитеты — это огромная подводная часть айсберга, их тысячи, именно из-за их наличия в электронной системе трудно оценить общую стоимость интернет-проекта, — добавляет Бегтин.

Известный интернет-деятель, член Общественной палаты России Антон Коробков-Землянский считает, что публичные части бюджетного портала и сайта zakupki.gov.ru вполне можно было бы объединить, поскольку необходимость сравнивать данные, полученные из разных ресурсов, может стать препятствием для пользователя.

— Неясно, для чего множить сущности, — говорит он. — Было бы удобнее, если бы была создана такая социальная сеть или справочная служба, в которой можно получить ответы на все вопросы: на что требуются деньги, как они тратятся и что получается в итоге. Сейчас каждое министерство проводит конкурс на разработку сайта, внутренних информационных систем. И каждый раз на это тратятся деньги. Хотя достаточно разработать один раз некий алгоритм, чтобы потом его масштабировать и передавать всем остальным госструктурам. Думаю, что впереди нас ждет систематизация, унификация государственных интернет-ресурсов. Считаю, что и с порталами казначейства будет то же сделано.

По словам эксперта, подобное объединение поможет максимально исключить использование коррупционных схем, при которых огласке придается только часть фактов, а остальные оказываются не в фокусе общественного внимания.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир