Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО

«Российские эмитенты вернутся на наш рынок, когда им скажут»

Председатель совета директоров МДМ-Банка, бывший руководитель ФСФР Олег Вьюгин — о современном состоянии финансового рынка и его регулировании
0
 «Российские эмитенты вернутся на наш рынок, когда им скажут»
Фото: РИА НОВОСТИ/Михаил Фомичев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Для того чтобы привлечь на российский рынок иностранных эмитентов и инвесторов, власти придумали масштабный проект Международного финансового центра (МФЦ) в Москве. Однако по большинству параметров мы до этого звания не дотягиваем. О том, какие части инфраструктуры, регулирования и психологии современного российского рынка западают сильнее других и что можно с этим сделать, «Известиям» рассказал член консультативного совета по созданию и развитию МФЦ, председатель совета директоров МДМ-Банка и бывший руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин.

— Олег Вячеславович, мы правда строим Международный финансовый центр всерьез или это только декларации? У вас, как у человека, вовлеченного в процесс, есть ощущение, что делаются реальные дела для достижения результата?

— Да, движение в сторону МФЦ пока минимальное, это правда. Но есть рабочая группа Волошина, которая наработала очень много концептуальных подходов и законопроектов, и они работают на эту цель. Практически же мировой финансовый центр может быть только при наличии очень мощной экономики с более-менее приемлемым для огромного класса международных инвесторов и эмитентов регулированием. В России это пока отсутствует. Зато Москва имеет все шансы стать региональным финансовым центром. Потому что та концентрация капитала в Москве, которая есть сегодня, и та потенциальная концентрация, которая может быть, если российские эмитенты вернутся на наш рынок, может быть в разы больше, чем во всех окружающих странах.

— А они вообще вернутся?

— Если им скажут, то да (смеется). Нет, конечно, так просто они не вернутся. Необходимо для этого создать благоприятные условия и умело использовать протекционизм при регулировании. 

Нужно, чтобы инфраструктура была конкурентоспособная. Кстати, именно в этом направлении делаются наиболее серьезные шаги.

Объединились биржи. Теперь на повестке дня и единый счет, и центральный контрагент, и центральный депозитарий, и система торгов, привычная для всех инвесторов и эмитентов. На самом деле торговля российскими активами за границей обходится гораздо дороже, чем здесь, это все знают.

— Вот вы говорите — «приемлемое для всех регулирование рынка». Вы сами недавно возглавляли регулирующее ведомство, ФСФР. Теперь, когда вы больше не на госслужбе, как вы оцениваете качество регулирования финансового рынка в России?

— Если честно, то статус службы поднять не удалось. Более того, был сделан шаг, который еще больше снизил статус организации, — когда нормативное и законодательное регулирование были переданы как бы временно в Минфин. На мой взгляд, довольно странная акция.

— Почему?

— Статус и сила регулятора, его влиятельность имеют очень большое значение на рынке. А перенесение самой важной части полномочий в ведомство, которое больше отвечает за бюджет, не работает на повышение авторитета ФСФР. Тем более что там предусмотрен какой-то сложный согласующий механизм: ФСФР должна что-то внести, Минфин должен что-то ответить, по части актов сам Минфин пишет, но по согласованию с ФСФР... У нас и так система межведомственного согласования — самый большой тормоз к принятию решений в экономической сфере. Так что рациональная цель передачи функций Минфину для меня неясна. Что, в министерстве есть более квалифицированные специалисты? Нет. Они все в ФСФР.

— А почему такое отношение? Потому что сама проблема финансовых рынков для нашего государства существует только умозрительно?

— Да, на мой взгляд, этому сектору уделяется недостаточно внимания. Его не считают значимым для экономики. Вот банковский сектор — это да, он значим. Банков не будет — будут проблемы, расчеты нельзя будет провести. Банки концентрируют основные сбережения в стране, а сбережения — это источник инвестиций. А на фондовом рынке такая структура не сформировалась, финансирование реального сектора происходит в очень малом объеме. Более того, оно вообще переместилось в Лондон.

— Как вы считаете, насколько влияют саморегулируемые организации (СРО) на принятие решений чиновниками? Может, стоит расширить их полномочия?

— Несильно, но влияют. А полномочия... ну, тут вопрос выбора. Если формировать в России мощную современную биржевую структуру, то в принципе такой бирже можно передать больше полномочий. Например, по части установления требований к корпоративной отчетности эмитентов, к правилам листинга и первичных размещений. А поскольку эмитенты работают на бирже через посредников, можно было бы создать крупную ассоциацию этих посредников, то есть саморегулируемую организацию с обязательным членством. И эта ассоциация будет формировать правила деятельности на торговой площадке. Можно этого и не делать, но тогда биржа должна будет больше этим заниматься сама.

— То есть вы предлагаете слияние крупных СРО? Они смогут друг с другом договориться?

— Ну, создание единой биржи само по себе является предпосылкой к такому слиянию. Биржа объединила тех, кто работает с корпоративными облигациями (они были на ММВБ), и тех, кто работает с акциями (и на ММВБ, и на РТС). Поэтому такое возможно. В реальности же никаких шагов к слиянию не предпринималось.

— Проще объединить старые СРО — НФА, НАУФОР — или создать новую?

— Это будут решать участники рынка. Важно, насколько они в этом заинтересованы сейчас. А вот это как раз до конца неясно.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир