Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ФСФР сможет через суд заставить «физиков» повиноваться

Разработан законопроект, расширяющий полномочия финнадзора
0
ФСФР сможет через суд заставить «физиков» повиноваться
Дмитрий Панкин. Фото: РИА НОВОСТИ/Александр Уткин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) может стать не только надзорным, но и «карательным» органом. Минэкономразвития вынесло на обсуждение общественности проект федерального закона, который среди прочего предусматривает расширение полномочий ФСФР по части наказаний участников рынка, нарушающих его требования.

Проект призван приблизить состояние российского законодательства (в частности, закона «О рынке ценных бумаг») к международным нормам. Это необходимо, чтобы присоединиться к IOSCO — многостороннему меморандуму Международной организации комиссий по ценным бумагам. Однако за прошедшее с начала декабря время законопроект претерпел некоторые изменения. Теперь помимо доступа к банковской тайне и возможности обмениваться конфиденциальной информацией с иностранными надзорными органами ФСФР может получить право воздействовать на нарушителей через суды.

Собственно, разрешать проблемы с недобросовестными участниками рынка в судебном порядке служба могла и раньше. Например, выступать с заявлениями о банкротстве профучастников — НПФ, управляющих компаний и т.д. Если проект закона будет одобрен Госдумой, то «карательных» функций у ФСФР станет больше — она сможет распространить их не только на юридические, но и на физические лица.

— На мой взгляд, такое расширение полномочий обоснованно, — говорит юрист «Инвесткафе» Олег Малкин. — У ФСФР появляются новые функции, соответственно, должен быть и механизм их реализации. Статьей 19.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Поскольку у ФСФР имеются контрольные функции и право на обращение в суд, логично было бы законодательно предусмотреть ответственность за неисполнение законного предписания этой службы.

Зампред правления УК «Арсагера» Евгений Чистилин добавляет, что до сих пор отсутствовал правовой механизм, который понуждал бы нарушителей исполнять требования регулятора. Фактически сразу после того, как участник рынка проигнорировал надзор, следовало наказание. То есть отсутствовала физическая возможность все-таки исправиться и сделать то, что предписывает регулятор. В этом смысле новый законопроект даже делает финнадзор более «человечным».

— Я считаю, что данное право федеральной службы не может усложнить жизнь  или как-то ограничить субъектов рынка в правах, — уверен Чистилин. — И сейчас предписания, с которыми участники рынка не были согласны, оспариваются сначала у руководства ФСФР, а затем в Арбитражном суде, либо сразу в суде. Что касается административной ответственности для физических лиц, то ее появление вполне логично: физлицо может быть субъектом предписания ФСФР, например в области действия Закона «О противодействии использованию инсайдерской информации».

Это подтверждают в ФСФР. Как пояснил «Известиям» представитель ведомства, сейчас cреди мер, которые регулятор может применить за неисполнение предписания и запроса, — административное взыскание, а в отношении лицензированных организаций — приостановка и отзыв лицензии. Но служба не имеет правовой возможности принудить к исполнению предписания или представлению запрошенных данных. Новый закон дает регулятору такую возможность. Кроме того, под надзора попадают и «физики», которые ранее никак не контролировались.

Евгений Чистилин отмечает, что штраф, которым будут наказываться нарушители-физлица в соответствии с новым законом (5 тыс. рублей), сопоставим со штрафами за более-менее серьезные правонарушения правил дорожного движения, поэтому вряд ли можно назвать такие меры жесткими.

Кроме того, по словам эксперта, законопроект может оказаться ощутимым подспорьем в борьбе за права миноритарных акционеров. Так, теперь ФСФР сможет через суд с помощью приставов добыть для всех акционеров документы, которые общество по каким-то причинам не раскрывает. Либо в судебном порядке заставить дать публичную оферту в случаях, когда компания обязана ее сделать, но не делает.

Однако и в этой бочке меда есть своя ложка дегтя. Бывший руководитель ФКЦБ (ранее так называлась ФСФР. — «Известий»), глава Финпотребсоюза Игорь Костиков напоминает, что с увеличением функционала служба не получила увеличения финансирования, которое остается на одном и том же скромном уровне уже много лет.

— Проблема в том, что для ФСФР вводятся дополнительные полномочия, а реально они никак не используются. Служба как была недофинансирована, так и остается. И она не в состоянии справляться даже с теми мандатами, которые у нее есть на сегодняшний день. Можно, конечно, на это ведомство навешивать все новые полномочия, но толку от этого не будет, — сетует Костиков.

Тем не менее бывший чиновник признал, что нововведения могут быть полезны для рынка, если они будут исполняться должным образом.

Комментарии
Прямой эфир