Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Я чувствую, что в России «Кориолана» поймут правильно»

Ральф Файнс — о тиранах, Шекспире, новом прочтении классики и современном английском языке
0
«Я чувствую, что в России «Кориолана» поймут правильно»
Фото: Павел Баранов/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

26 января в российский прокат вышел режиссерский дебют знаменитого британского актера Ральфа Файнса — осовремененная версия шекспировской трагедии «Кориолан». Спесивый и гордый патриций, генерал Гней Марций (Ральф Файнс), за боевые заслуги перед республикой получивший прозвище Кориолан, в результате политических интриг с позором изгоняется из страны. Объятый жаждой мести, он присоединяется к армии террористов-сепаратистов во главе с Джеральдом Батлером, чтобы возглавить танковый поход на Рим. С Ральфом Файнсом — исполнителем роли Кориолана и режиссером «омоложенной» трагедии Шекспира — встретился обозреватель «Недели».

— Десять лет назад вы уже играли Кориолана на сцене. Почему вы решили снова вернуться к этому персонажу?

— Я хотел сыграть его еще раз — не оставляло ощущение какого-то незавершенного дела. Я чувствовал, что роль требует переосмысления в современном контексте. Сейчас «Кориолан» звучит современно как никогда. Авторитарные лидеры, политические манипуляции и бархатные революции, войны в Афганистане и Чечне — это мир, в котором мы живем. В пьесе все это передано в предельно сконцентрированном виде. У Шекспира нет никаких однозначных трактовок персонажей и никакого лиризма — все жестко и по делу. Это меня как раз и привлекло.

То есть когда вы задумались над «Кориоланом», вы уже ожидали, что фильм попадет в самое яблочко — я имею в виду расцвет всех этих арабских революций?

— Как я мог ожидать? Нет, конечно нет. Это просто случайное совпадение. Но это можно было предположить — шекспировские истории всегда актуальны. И пока в мире есть развивающиеся страны, управляемые военным правительством, политическая и экономическая нестабильность, такие истории, как «Кориолан», будут актуальны.

— Вы следите за тем, что происходит сейчас в России?

— С огромным интересом. Когда в России начинаются какие-то политические изменения — это всегда впечатляет. Что касается «Кориолана», я не то что знал — скорее чувствовал, что мою картину в России правильно поймут. Так уж сложилось, что исторически вам близка эта тема.

— Как вам, дебютанту, удалось управлять картиной, будучи режиссером и актером одновременно?

— Сложно на самом деле. Как для актера был большой соблазн сосредоточить все внимание на себе. Но известно —ты хорош настолько, насколько хороши твои партнеры. Поэтому я старался не находиться в кадре слишком долго.

— Почему вы решили перенести действие пьесы в современность, но при этом сохранить оригинальный язык Шекспира?

— В Англии с Шекспиром особо не церемонятся — мы режем его, меняем финалы и запросто адаптируем. Но на самом деле — и это удивительно — суть всегда остается неизменной. А вот что касается его языка — тут я был непреклонен. Сохранение оригинального текста было принципиально важным моментом — мы сразу договорились об этом с автором сценария. Язык Шекспира для современных ушей звучит не всегда понятно. Его пьесы требуют работы не только ваших ушей, но и мозгов. Когда вы слушаете симфонии Бетховена, читаете романы Достоевского, пьесы Бэккета или поэмы Элиота — это всегда вызов, это работа. Но и награда за труд велика. Конечно, текст можно было адаптировать, но у Шекспира есть строчки, которые современный английский просто не сможет передать точно.

— Ваш главный герой — Кориолан — не сказать чтобы человек симпатичный. Однако очевидно, что он вам близок — ближе к финалу это чувство перерастает в уверенность.

— Мое мнение, что как политик он просто-напросто опасен. Таким как Кориолан нельзя разрешать не то что участвовать в политической жизни — рядом с ней находиться. Он из тех ребят, кто управлял в свое время Чили и Аргентиной. Страшный человек. Но чисто по-человечески он мне близок. Во всяком случае, мне импонирует его желание отстаивать свою точку зрения.

Я думаю, делать такого малосимпатичного персонажа главным героем пьесы было очень рискованно. Зато сколько драматизма! Автор как будто говорит нам: «Мне не нравится этот парень, зато он пытается быть абсолютно честным, он не притворяется». Думаю, в фильме мой герой мало кому может показаться симпатичным. Он таков, какой есть — со своими достоинствами и недостатками. Проблема в том, что он не на своем месте — он человек прямой и конкретный, не политик, и именно поэтому легко становится жертвой манипуляций.

Самая главная сцена для меня — это финал, где мы видим Кориолана плачущим на коленях матери, которая пришла умолять его отступить от Рима. Во всей пьесе это самый гениальный кусок — мы вдруг видим этого, в общем-то, монстра в момент, когда он всего лишь маленький мальчик, рыдающий маме в юбку. Здесь Шекспир говорит — мы все лишь дети своих родителей. И я тоже чувствую того мальчика, который сидит внутри меня.

Ральф Файнс пал жертвой фанатов «Поттера»

Свой фильм Ральф Файнс представил в Москве сам. По столице звезда перемещалась на Rolls-Royce Ghost (последняя модель элитной марки, черный лимузин с отделкой салона красной кожей).

Актер отужинал в кафе «Пушкин» со своими русскими друзьями, в числе которых была и Вера Глаголева. Актер обещал сняться в главной роли в фильме «Месяц в деревне», который Глаголева планирует запустить будущим летом. Также на Файнсе еще с прошлого года «висит» обещание сыграть у Павла Лунгина в «Даме пик». Знай наших!

Основные публичные мероприятия состоялись во второй день визита актера в Москву. Ральфу предстояло выдержать автограф-сессию на третьем этаже торгового центра «Афимолл Сити», после чего представить фильм на премьере, состоявшейся в «Формула Кино Сити» (пятый этаж того же здания).

Увы, организаторы недооценили активность российских поклонников актера. Фанаты «Гарри Поттера» (Файнс сыграл в «поттериане» роль главного злодея — Волан-де-Морта) заполнили весь этаж торгового центра. Естественно, автографов на всех не хватило, после чего толпа подростков начала штурмовать кинотеатр, куда должен был переместиться Файнс.

Гости премьеры вынуждены были пробираться через толпу и добиваться внимания охраны, чтобы им объяснили, куда идти. Охрана же была сосредоточена на обеспечении безопасности Файнса и от нашей элиты зачастую просто отмахивалась.

Вдобавок ко всему, обладателям приглашений несколько раз приходилось перемещаться из зала в зал, так как до последнего момента не было известно, где именно Файнс представит фильм.

Вообще мероприятия с участием западных звезд — редкий шанс для отечественных персонажей светской хроники почувствовать себя людьми второго сорта. И можно с удовлетворением отметить, что многие этим шансом воспользовались.

На красной дорожке были замечены Ида Лоло, Александр Буйнов, Ирина Хакамада, Сэм Клебанов, Василий Церетели, Азамат Цебоев, Лариса Вербицкая и другие известные личности. Не могли не засвидетельствовать свое почтение Файнсу и его будущие российские работодатели — Вера Глаголева и Павел Лунгин. (Сергей Уваров)

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...