Борис Акунин поспешил раскрыть секрет Анны Борисовой
Предположения о том, что за фамилиями Брусникин и Борисова скрывается переводчик и литературовед Григорий Чхартишвили, автор ретродетективов, которые он публиковал под псевдонимом «Б.Акунин», не раз высказывались прозорливыми рецензентами. Но до сих пор оставалась надежда, что все-таки романы «Девятный Спас» и «Там» написал кто-то другой, возможно, даже коллектив безвестных авторов.
Издательство АСТ обещало раскрыть тайну этих двух псевдонимов 21
января. Раскрытие псевдонимов — обычная издательская практика, к этому
ходу прибегают в целях привлечения внимания к так и не вызвавшим
интереса проектам. В этой новости не было бы ничего примечательного,
если бы не упоминание имени Бориса Акунина.
Из кулуарных источников, близких писателю, стало известно, что разъяснения последуют еще раньше. Действительно, вскоре в блоге borisakunin.livejournal.com появилась запись, подтверждающая авторство Бориса Акунина:
«Мне давно хотелось начать писать беллетристику как-то по-другому. Вообразить, что я — это не я, а какой-то немного другой или даже совсем другой автор. Но маска «Борис Акунин» приросла ко мне слишком плотно».
Писатель поделился своим секретом:
«Считайте, что я позавидовал Людмиле Улицкой», и поэтому «попытался вообразить, каково это — быть женщиной и смотреть на мир женскими глазами».
Портрет Анны Борисовой, «славной тетки», как рекомендовал ее автор, оказался коллажем, соединившим фотографии самого Акунина и его супруги Эрики. Прежде чем объявить о завершении проекта «Анна Борисова», писатель подвел итоги:
«Публике книги Борисовой не особенно приглянулись — все три суммарно не продали и 200 тыс. экземпляров (мильонщик Фандорин скривил бы губы и дернул усом). Ну а мне эта авторша нравилась».
Историю создания проекта «Анатолий Брусникин» Борис Акунин пообещал рассказать позже. Напомним, что выход в 2008 году брусникинского романа «Девятный Спас» сопровождался довольно назойливой рекламной кампанией. Оформлена книга была в виде прихотливой палехской шкатулки, «внутренность» которой не соответствовала параметрам, заданным ретро-детективами того же Бориса Акунина. Это была своеобразная попытка написать «почвеннический» аналог романов «западника» Акунина. А заодно и вариант «славянского ответа Дэну Брауну».
Критики не могли не заметить выход «Спаса», но в целом отзывы были довольно скептичные. Следующий роман, вышедший под именем Анатолия Брусникина, — «Герой иного времени» — собрал совсем немного откликов. Возможно, когда — и если — издатели поставят знак равенства между двумя звучными именами — Б.А. и А.Б., — оценки критиков изменятся.