Звезда бандитского Петербурга закатилась на долгий срок

В Санкт-Петербурге вступил в законную силу приговор легендарному гангстеру суровых 1990-х годов Виталию Орлову, также известному как Сергей Платунов, Мирон, Зайцев и «петербургский Дилленджер». Он провел восемь лет под следствием и в конце 2011 года получил 23 года колонии за убийства, бандитизм, грабежи и разбои.
Отца-основателя и лидера одной из самых дерзких и циничных гангстерских группировок Санкт-Петербурга судили вместе с двумя его бывшими подчиненными — Александром Цоем и Дмитрием Бибиковым. Им инкриминировалось разбойное нападение в августе «нулевого» года на арендатора петербургского Кожевенного завода, а также налет на инкассаторов Центробанка на территории Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) в ноябре того же года.
Первое дело, когда преступники пытались отобрать у коммерсанта $50 тыс., закончилось для них неудачей — бизнесмен сумел сбежать. Второй налет принес гангстерам куш почти в 11 млн рублей.
В налете участвовали шестеро членов группировки (из них трое были осуждены еще в 2004 году). Один инкассатор тогда был убит, двое тяжело ранены. Как установил суд, их в упор расстреливали из пистолетов-пулеметов Орлов, Бибиков и Александр Петухов.
После налета на инкассаторов гангстеры не прогуляли награбленное, а вложили в деревообрабатывающий заводик под Вологдой. Но получить легальную прибыль не успели.
В 2002 году трое участников разбоя, в том числе Петухов, стрелявший в инкассаторов, были задержаны и осуждены. Трое других — Зайцев, Бибиков и Цой — с паспортами на чужие фамилии перебрались в Волгоград и там попались на попытке ограбления ювелирного магазина. Задержали их в перестрелке с милицией. Под стражу Зайцев попал с паспортом на имя Платунова. Его бы так и осудили, но вовремя пришла информация из Питера с его подлинными данными. По приговору суда в Волгограде Зайцев-Орлов получил 14 лет.
В Петербурге суд признал Орлова виновным в двух разбоях и приговорил его к 23 годам колонии строгого режима. Цой получил 14 лет лишения свободы, Бибиков — 16.
Орлов — типичный персонаж начала 1990-х со стандартным родом криминальных занятий: бокс, рэкет, стрелки, пытки, убийства. Его группировка придерживалась жестокого правила «бей своих, чтобы чужие боялись». Гангстеры в прямом смысле слова не жалели ни чужих, ни своих, убивая всех подряд.
Как выяснили оперативники, Орлов родился в 1973 году в узбекском городе Навои и носил тогда фамилию Зайцев. В юности успешно занимался вошедшим в моду боксом. Уже к своему совершеннолетию он сколотил собственную бригаду и «бомбил» начинающих коммерсантов на малой родине.
В 1994-м уроженец Навои Александр Беляев (Хасан), который уже промышлял рэкетом в Петербурге, примкнув к «казанским», взял Зайцева под свое крыло. Таким образом тот попал в отряд «узбеков» — жесткую, мощную, отлично укомплектованную группировку.
Питерские оперативники рассказали «Известиям», что в качестве штатных киллеров в ОПГ входили бойцы СОБРа, прошедшие Чечню. Имена этих «узбеков» регулярно упоминаются в связи с громкими нераскрытыми заказными убийствами 1990-х. Например, еще 10 лет назад одного из собровцев, ныне покойного Максимова по кличке Макс, примеряли на роль убийцы вице-губернатора Петербурга Михаила Маневича.
Зайцеву скоро стало тесно под крылом у Хасана. В 1997-м у «узбеков» произошел конфликт с авторитетом по кличке Крупа из-за Кушелевской овощебазы, которую контролировали обе группировки. Первоначально Зайцев по указанию Хасана «убрал» Крупу, а затем — и самого Хасана.
Зайцев стал лидером ОПГ, которая окончательно отошла от «казанских». Через год он превратился в Орлова, взяв фамилию жены. Позже из-за этого возникнет путаница: официально он не сразу оформил смену фамилии, и в 2002 году, когда его задерживали, он еще числился Зайцевым. Позже судья все же признает его Орловым на основании поступивших бумаг.
В перспективе у Мирона-Зайцева-Орлова и членов его ОПГ — уголовные дела об убийствах, которые, как считают оперативники, потянут на пожизненный срок.