У инвесторов августовское дежавю
Во вторник рынки неуверенно попытались расти после «дикой распродажи» понедельника, в ходе которой российские индексы просели почти на 5%, европейские на 2,5–3,5%, вслед за ними ушла в красное и Америка, лишившись по итогам торгов около 2% стоимости. Индексы ММВБ и РТС потеряли за один день все нажитое в октябре, вернувшись к значениям конца сентября.
На следующий день инвесторы слегка одумались, поняв, что паника была излишней, и взялись за покупки, но поддерживать оптимизм оказалось трудно — хороших новостей для рынков как-то не заготовили. Поэтому к середине торгового дня индексы российских и европейских площадок прибавили не более 1–1,5%. Фьючерс на американский индекс в росте не дотянул и до 1%.
Распродажи в начале недели начались под влиянием все того же американского фактора, который сильно испортил августовские отпуска большей части биржевых игроков планеты. На этот раз на рынок просочились слухи, что суперкомиссия (12 членов конгресса — республиканцев и демократов) не подготовила к ключевому заседанию, которое должно состояться 23 ноября, никаких совместных предложений по бюджетной экономии. Получается, что и обсуждать конгрессменам в среду в общем-то будет нечего. Тут же проснулось и пригрозило Соединенным Штатам очередным снижением рейтинга неизменное трио ведущих рейтинговых агентств — S&P, Moody’s и Fitch. В дальнейшем два из трех агентств отказались от планов снова публично выпороть Америку, но было поздно: распродажи приняли стихийный характер, и остановить этот вал в понедельник было уже невозможно.
— Эта причина падения была несколько надуманной, — уверен начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов. — Суперкомитет никакого общего решения не выработал, но тем не менее еще в августе конгрессмены подписали соглашение, что сокращение бюджета на $1,2 трлн в течение 10 лет произойдет в любом случае, независимо от того удастся ли согласовать план Обамы, или нет. Фактически статус-кво сохранился. Сегодня у нас на рынке коррекция на этой новости, но насколько она будет серьезна — пока сложно сказать, потому что на другом полюсе проблем — в Европе — ничего к лучшему не изменилось.
Аналитик УК «Allianz РОСНО Управление Активами» Ариэл Черный добавляет, что у инвесторов сработало дежавю, поскольку ситуация сильно напомнила им «черный август» 2011-го. Но объективно сейчас все складывается удачнее, чем тогда, поскольку три месяца назад ход событий был непредсказуем, тогда как в ноябре уже ясно, что глобально Америка готова экономить и, так или иначе, будет это делать, ибо ключевые договоренности никто не отменял.
У Европы же были свои причины расстраиваться: о финансовой помощи внезапно попросила Венгрия. Если бы не события последних месяцев, связанные с фактической финансовой гибелью Греции, сильнейшим кризисом в Италии и сомнениями в кредитоспособности Испании, само по себе это вряд ли вызвало бы серьезные движения на фондовом рынке. Но тут уж, как говорится, все в кучу.
В России же, как замечает Денис Барабанов, падение было усилено местным фактором — долгим топтанием рынка на месте. Диапазон 1450–1480 пунктов по индексу ММВБ держался на протяжении пяти торговых сессий, и пробитие его в ту или другую сторону было практически неизбежным. Поэтому негатив из США подстегнул естественный ход событий и усилил глубину возможного падения.
Эксперты при этом сходятся в том, что фундаментальных причин для пятипроцентного падения российских индексов все-таки нет. И рынок наверняка вскоре отыграет все потерянное, возможно, даже с небольшим плюсом. Однако выйти в ноль по сравнению с концом прошлого года все-таки не удастся.
— Никакого нового тренда вниз вчерашнее падение не создает, — утверждает Ариэл Черный. — Российский рынок подрастет, но вероятность сильного роста невысока, поскольку в главном очаге напряженности — в Европе — все остается по-старому.
С ним согласен и Денис Барабанов, отмечая, что отыграть 15% годовых потерь за оставшееся до конца года время практически невозможно.
А директор аналитического департамента ИК «Вектор Секьюритиз» Александра Лозовая добавляет, что российский рынок может закрыть год на 1630 пунктах по ММВБ и около 1700 по РТС.
— На чем основывается мой оптимизм? — уточняет она. — Во первых, сохраняется вероятность того, что план Обамы все-таки будет принят. А во-вторых, есть статистика, собранная за почти 90 лет существования индекса Доу Джонса. Она говорит, что снижения в декабре наблюдались всего в 25% случаев. То есть вероятность того, что рынок подрастет, — 75%.
Поскольку российские площадки всегда идут за американскими, напоминает эксперт, шанс на рост у нас достаточно реальный.