Садовничий и Руденко готовятся лететь на Родину
Во вторник будет пересмотрен приговор летчикам Владимиру Садовничему и Алексею Руденко. Российская сторона надеется, что этот день станет последним, который пилоты проведут в таджикской тюрьме.
— Мы очень надеемся на положительное решение вопроса, — говорит Владимир Садовничий, сын пилота. — И на стадии следствия, и уже во время суда нам много раз говорили, что обвинения в контрабанде снимут как несостоятельные, а по другим статьям отца и Руденко помилуют в связи с 20-летием Таджикистана. Но вместо этого им дали по полной.
— Алексей, скорее всего, больше не будет летать, — говорит мать летчика Руденко Лийви. — В таджикской тюрьме у него начались проблемы со здоровьем, а все летные документы теперь просрочены, и чтобы их восстановить, нужны немалые деньги.
Экипажи двух задержанных в Курган-Тюбе Ан-72 составляли, кроме россиян, граждане Эстонии, Украины, Белоруссии и Казахстана. С марта по май 2011 года они находились под вооруженной охраной.
— Нас держали в гостинице, паспорта и мобильные телефоны отобрали. Выходить на улицу запретили. Внизу сидели два охранника, — рассказывает Александр Козюлин, бортинженер Ан-72, на котором он летел из Кабула в Курган-Тюбе вместе с Садовничим.
Незаконное задержание и нахождение под арестом без санкции суда — нарушение cт. 5 Европейской конвенции по правам человека (не ратифицирована Таджикистаном) и аналогичной статьи конвенции стран СНГ (ратифицирована). Выходит, что подать на таджикские власти в ЕСПЧ летчики не могут, поясняет адвокат Дмитрий Аграновский, а аналогичного суда стран СНГ до сих пор не существует.
Члены экипажа могут требовать возбуждения уголовного дела против таджикских силовиков в самом Таджикистане или требовать от страны компенсаций за незаконный арест.
— Сын будет пытаться восстановить справедливость, — уверяет мать Алексея Руденко. — Ребят подставили.
В этой истории по-прежнему остается немало белых пятен. Самолеты без документов годами летали над территориями нескольких стран — Грузии, Афганистана и Таджикистана. Вряд ли такое было бы возможно без покровительства властей.
Ан-72, арестованные в Таджикистане, сначала стояли в воздушном реестре Конго, потом — Грузии и до последнего летали с грузинскими номерами. Зарегистрированы они были в фирме Transaviaservice, однако с 1999 года, как утверждают в ГП «Антонов», они ни разу не проходили техобслуживание. В 2008 году авиационные власти Грузии сняли их с реестра.
Руководство фирмы Rolkan investments limited (зарегистрирована на Виргинских островах) поменяли стоянку с грузинской на афганскую. Несмотря на запрет, на бортах по-прежнему были грузинские опознавательные знаки. Когда об этом стало известно грузинским властям, против хозяйки Transaviaservice Фридинской возбудили уголовное дело, авиакомпанию закрыли. Документы, оставшиеся в наследство от грузинской компании, и использовала дирекция Rolkan, передавая самолеты фирме Aerospace Consortium (зарегистрирована в ОАЭ, владелец — индус Джайдиип Мирчиндани). А индус заключил контракт со шведской фирмой Supreme, которая перевозит грузы НАТО в Афганистане.
В феврале 2010 года афера с документами всплыла наружу, и европейцы разорвали контракт. После чего самолеты и было решено перегонять в Курган–Тюбе.
— Разрешения все были. Мы прошли таможенный досмотр, нам сделали отметки в паспортах. Декларация на вылет была, — вспоминает Александр Козюлин.
При подлете к Курган-Тюбе выяснилось, что у таджиков разрешение тоже есть, но в документе стоит другой номер. Члены экипажа убеждены: операция по задержанию самолетов была заранее спланирована. По всем авиационным законам, если самолет идет на аварийную посадку, его встречают скорая помощь и пожарные.
— А нас на полосе ждали автоматчики с собаками. Самолет обыскивали три раза, но ничего кроме двигателя не нашли, — говорит Козюлин.
У таджиков другая версия: топлива у самолетов было достаточно, чтобы вернуться в Кабул, и никакой аварийной посадки не было — ее придумали, чтобы не возвращаться в Афганистан.
Десять человек на два месяца оказались в заложниках.
— Нам говорили: пусть хозяин заплатит, и мы вас отпустим, — продолжает бортинженер Козюлин.
Хозяева фирмы все это время скрывали информацию от МИДа и родственников. Тревогу забили, когда арестовали Садовничего и Руденко.