Активисты «Оккупируй Уолл-стрит!» готовятся в депутаты

В Нью-Йорке арестованы 300 участников движения «Оккупируй Уолл-стрит!» во время акции, приуроченной к 60-му дню протестов. Ситуация развивается прямо-таки по законам шоу-бизнеса: протестующие приобрели скандальную славу и теперь могут конвертировать ее в капитал — политический.
— Движение по-прежнему аморфно, но структурируется, когда сможет провести своих кандидатов во власть. Не за горами то время, когда представители «оккупантов» будут заседать во всех западных парламентах, — утверждает немецкий политолог Александр Рар.
В Германии этот процесс уже начался. Речь идет о Партии пиратов. Если сегодня пройдут общегерманские выборы, то «пираты», согласно свежим социологическим опросам, получат 9% голосов, а либералы — только 3%.
— Люди будут голосовать за такие альтернативы традиционной власти, каких никто не мог себе представить раньше, — считает Александр Рар.
Демонстранты требуют повысить налоги для американских богачей, составляющих всего 1% населения. Отсюда и другое название акции — «99%». А самый примечательный лозунг — борьба с «финансовыми террористами». Так «оккупанты» называют банки и их сотрудников. Ограничение выплат бонусов топ-менеджменту кредитных организаций, а в идеале пересмотр всей банковской системы — вот желания «99%».
Неприязнь к банкам дошла до того, что в столице Британии участники движения «Оккупируй Лондон» 17 ноября самовольно вселились в здание, принадлежащее инвестбанку UBS. Захваченную территорию обещают использовать под молодежные центры и детские сады.
— Два месяца назад мнение, что кризис усиливается из-за финансовой алчности глобальных корпораций, было маргинальным. Сейчас же оно является нормой, — объясняет директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Акции «Оккупируй» обнажили тот факт, что позитивного выхода из нынешнего экономического кризиса не существует.
Почему толпа студентов, безработных и маргиналов выступает за разрушение устоявшейся системы мировой политики, но не предлагает внятных вариантов решения проблемы?
— Они хотят создать новую социальную справедливость, нужда в которой чувствуется по всему миру, — считает Александр Рар. — К власти будут приходить левые партии, а правые окажутся в загоне. К протестным движениям будут присоединяться влиятельные экономические и политические структуры. Ведь сотни тысяч протестующих и миллионы сочувствующих — это электорат, причем активный.
В России движение не приобрело особой популярности. В нескольких городах есть группы, например «Оккупируй Москву» или «Оккупируй Челябинск». Но их акции проходят почти незаметно.
— Наше общество пока не понимает зловещей роли финансовых институтов в современном мире, — говорит лидер незарегистрированной партии «Другая Россия» писатель Эдуард Лимонов. — Поэтому в нашей стране больше политических, а не экономических протестов.
— У нас практически отсутствует традиция мирного протеста, — полагает зампред комитета ГД по международным вопросам Александр Козловский.
Второй причиной непопулярности акций в России депутат считает идейную разобщенность россиян.