России дорого обходится дружба с Асадом

Председатель Сирийского национального совета (СНС) французский гражданин Бурхан Гальюн, прибывший в Москву с визитом, заявил 15 ноября, что сирийская оппозиция не намерена вести переговоры с нынешним президентом страны Башаром Асадом. Сирия все ближе к силовому свержению власти. Против Асада выступают большинство стран Евросоюза и НАТО, а также государства Залива.
Что же будет делать Россия, учитывая возрастающее давление на Дамаск?
— Мы не питаем иллюзий на счет нынешнего сирийского руководства, — говорит зампред международного комитета Госдумы Андрей Климов. — С Асадом, безусловно, надо работать, в том числе, может быть, одобряя его уход, но не силовым же путем!
Пока что наших политиков очень возмущает стратегия Запада по отношению к Сирии.
— Против режима там работают не только собственные граждане, действующие ненасильственными методами, но и иностранные агенты влияния с оружием в руках, — отметил Андрей Климов. — Они провоцируют власти на жесткие ответные действия. А Запад, связывая своими санкциями руки Асаду, в то же время не препятствует силовым атакам его противников.
Иными словами, Россию больше волнует не участь Асада, а мирный переход власти в Дамаске.
— Россия не будет поддерживать нынешнего сирийского президента до конца, — считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — Москва займется конъюнктурной политикой. Пока для Сирии на днях не приостановили членство в Лиге арабских государств, Россия, в общем, придерживалась проасадовских взглядов. Но комбинированная позиция Запада и арабского Востока, скорее всего, изменит ее мнение.
Правда, по данным опросов, 60% россиян все еще за нынешнего сирийского лидера. Поэтому, считает Алексей Малашенко, Москва будет заинтересована сохранить до самого последнего момента некую возможность для мирного урегулирования конфликта и сохранения Асада. Но в таком случае получится, что наша страна одна против всех.
Поэтому уже сейчас нашим властям необходимо анализировать, а кто же придет после Асада?
— У России очень непростое положение, она может проиграть при любом развитии событий, — полагает Алексей Малашенко. — Обстоятельства вынуждают ее выбирать, с кем солидаризироваться: с Западом или с Асадом. Оставаться беспристрастным наблюдателем не получится.
Сирийская оппозиция предупреждает Москву, что если та сейчас не бросит Асада, чтобы присоединиться к его противникам, то потеряет все контракты в Дамаске, когда сегодняшние оппозиционеры придут к власти. Речь идет о поставках военной техники ($600 млн подписанных контрактов на ближайшие четыре года), российской базе ВМФ в городе Тартуса, сотрудничестве в нефтегазовой сфере.
— Предупреждения, исходящие от оппозиционеров, — это общая позиция всех революционеров, но с Россией разговаривать в духе мелкого шантажа бесполезно, — уверен Андрей Климов. — Мы поддерживаем отношения с теми лидерами, с кем у нас есть договор о дружбе и сотрудничестве. И контактируем до тех пор, пока они не будут легитимно заменены на кого-то другого. И с их преемниками мы тоже будем поддерживать отношения.
Сирийский сценарий начинает сильно напоминать происходившее весной в Бенгази и Триполи. Запад и Залив проводят свою политику, не особенно считаясь с мнением Москвы.
— Поддержка Асада компрометирует нас на Западе, — считает Алексей Малашенко. Между тем Россия — это не Советский Союз. Чтобы иметь абсолютно самостоятельную позицию, на это у нее нет ни денег, ни сил, ни национальных интересов, как было раньше.
Трагедия в том, что никто не собирается слушать Россию, считает эксперт. И выходов из ситуации немного. Либо присоединение к лагерю противников Асада, либо уговорить официальный Дамаск предложить провести переговоры с оппозицией в Москве.