Избитая осужденная отказалась от претензий
Бывшая заключенная амурской колонии № 4 Евгения Бочарова, которую кулаками «воспитывал» замначальника учреждения Сергей Зычков, не собирается жаловаться на своего мучителя. Бочарова подтвердила «Известиям», что избиение в штрафном изоляторе происходило в 2009 году. Правозащитники считают, что в наказании «садиста в форме» должна быть заинтересована сама ФСИН, иначе пытки и издевательства войдут в норму.
Скандал в амурской колонии № 4 разгорелся после того, как в Сети появилось шокирующее видео избиения женщин-осужденных в помещении штрафного изолятора (ШИЗО). Худощавый невысокий тюремщик бьет, пинает и таскает за волосы
женщин-заключенных. Прокуратура выяснила, что расправу над женщинами учинил майор внутренней
службы Сергей Зычков. Он был отстранен от службы, в пятницу — арестован, однако своей вины не признает.
«Известиям» удалось разыскать одну из избитых женщин. Как рассказала Евгения Бочарова, в колонии № 4 она отбывала срок за кражу с 2008
по 2010 год. О скандальной пленке узнала из
новостей, но почему вокруг нее возник ажиотаж — не понимает.
— Да, в 2009 году меня закрывали в ШИЗО, — рассказала
Евгения. — У меня было нарушение, но жаловаться на Зычкова я не
собираюсь. И вообще ничего не хочу об этом вспоминать. Не такая уж и
плохая эта колония. И сотрудники там нормальные. И Зычков этот тоже
нормальный.
По словам Евгении, в колонии отбывают наказание мужчины и женщины — их содержат в отдельных бараках. Заключенные заняты на сельхозработах, выращивают картошку.
— Персонал не лютует и на
многие вещи закрывает глаза, — утверждает Бочарова.
По версии администрации колонии, осужденных Ольгу Егорову, Олесю
Шевцову и Евгению Бочарову (отбывали сроки за кражи) отправили в штрафной изолятор за нарушения режима — женщины выпили, отмечая праздник. Видеозаписи были сделаны в 2008-2009 годах. Зычков, как утверждают его коллеги, проводил «воспитательную беседу» с нарушительницами, но у него сдали нервы.
В
колонии Бочарова нашла себе нового мужа, родила сына и переехала
жить к его родителям в Завитинск.
— У меня есть еще один сын,
но он живет с матерью, потому что меня родительских прав лишили, и
сейчас я думаю, как его вернуть, — рассказывает она. — Так что мне
сейчас никакого дела до колонии нет.
Где находятся ее спутницы по несчастью, Евгения не знает, после освобождения их пути разошлись.
Правозащитники, которые в пятницу, 28 октября, проверили колонию, нарушений также не нашли.
— Мы попросили осужденных оценить персонал и условия содержания, — рассказывает председатель общественной наблюдательной комиссии Амурской
области Нелли Щепкина. — Не знаю, насколько они были с
нами откровенны, но ни одного негативного отзыва к нам не поступило.
Параллельно в колонию приехали московские проверяющие из ФСИН, которые будут не только разбирать случаи избиений в ШИЗО, но и выяснять, каким образом видео с камер наблюдений попало в интернет, ведь доступ в комнату, где расположены компьютеры, имеет ограниченное число людей.
Во ФСИН не исключают, что, после того как скандал утихнет, против сотрудников, разместивших видео, может быть возбуждено уголовное дело.
— Служебную информацию категорически запрещено размещать в интернете, — объясняет источник. — Кроме того, оператор был свидетелем преступления, но ничего не сделал, чтобы его предотвратить.
— То, что заключенные не хотят предъявлять претензии, это понятно, они боятся, но руководство ФСИН должно реагировать на подобные случаи жестко, — считает глава столичной комиссии по правам человека в местах лишения свободы Валерий Борщев.
По его мнения, наказание для «садистов в форме» необходимо для оздоровления самой системы ФСИН, иначе, если спустить дело на тормозах, пытки и избиения на зонах будут восприниматься как само собой разумеющиеся.