Только что построенные здания из-за безудержной экономии дряхлеют еще до ввода в эксплуатацию
- Мнения
- Страна
- Только что построенные здания из-за безудержной экономии дряхлеют еще до ввода в эксплуатацию

Каждый раз приезжаю в Нью-Йорк как в первый. И в этот раз был поражен колоссальными изменениями, которые произошли в структуре бывших промышленных и утилитарных кварталов этого города. Такое ощущение я испытывал и раньше, видя, например, насколько уверенно и стремительно застраивается новый Берлин. В Нью-Йорке за последние десять лет было построено не только большое количество современных качественных и не сверхдорогих зданий, но, что еще важнее, преобразован для комфортного пребывания огромный кусок находившегося раньше в захолустье общественного пространства.
Там, где под эстакадой наземного метро раньше
опасно было находиться, сегодня возникают магазины и рестораны с остроумным
дизайном, а сама поверхность железнодорожных путей превращена в зеленый
пешеходный мост, по которому посетители — пожилые люди, школьные классы,
молодежь — могут, не пересекаясь с транспортом, пройти сквозь огромный
многофункциональный ансамбль из отреставрированных промышленных построек и
современной архитектуры. На каждом шагу было видно, что идеи архитекторов и
дизайнеров интерьеров были реализованы полностью, в соответствии с изначальным
замыслом, а контраст старого и нового, да и сами проектные решения, были
выбраны с изрядной смелостью.
Глядя на эту мозаику живого города с комфортной средой
обитания, я задавался вопросом: почему нам не удается до сих пор создать
подобные результаты в наших городах? С одной стороны, я знаю — и по своему
опыту, и по опыту моих коллег — как тяжело, за редким исключением, бывает
убедить заказчиков последовательно реализовать запроектированные решения.
Постоянное желание что-то оптимизировать и удешевить приводит к тому, что
полученные результаты выглядят на улицах наших городов наскоро слепленными из
компромиссов полуфабрикатами. Только что построенные здания из-за безудержной
экономии на отделочных материалах и стоимости проектирования дряхлеют еще до
ввода в эксплуатацию.
Огромной проблемой является и практически отсутствующий
рынок отечественных качественных строительных материалов, который как раз
смог бы существенно и осмысленно удешевить стройку. Где славный в прошлом кирпич,
белый камень, качественная штукатурка, дерево? Почему на постройки домов в
центрах наших городов облицовочный кирпич нужно везти из Германии и Бельгии,
камень — из Германии, Португалии, Италии, а обрабатывать его в Китае и уже
потом с огромными трудами и нервами доставлять на стройки в Россию?
Больше доверяя архитекторам и их проектным решениям, а также
создав местную действительно качественную строительную базу, можно было бы на
месте заказчиков и властей проявлять больше смелости в сочетании старой и новой
архитектуры, в организации качественных и удобных общественных пространств.
Сегодня, когда идут дебаты о том, какой быть новой Москве, не является ли эта задача основной? Не является ли она шансом для создания в первую очередь качественной, долговечной собственной строительно-отделочной базы для реализации проектов, которые только в этом случае окажутся и долговечными, и подъемными с точки зрения цены реализации? И тогда у нас появится обоснованная надежда, что через десять лет мы увидим качественную, пригодную для жизни среду, а не очередную груду начинающих разваливаться на ходу квадратных метров.