Грядущая Олимпиада, по большому счету, не коснулась Сочи. И не сделала его полноценным брендом
- Мнения
- Общество
- Грядущая Олимпиада, по большому счету, не коснулась Сочи. И не сделала его полноценным брендом

На протяжении нескольких десятилетий существовала присказка: «Знал бы
прикуп — жил бы в Сочи». Город был одним из самых ярких брендов
социалистической эпохи. И советский человек готов был поселиться в Сочи не
столько ради моря. Оно, кстати, там не самое приятное — грязненькое, а на пляже
полно волнорезов, которые явно не украшают пейзаж. В Архипо-Осиповке, например,
море гораздо интереснее. Но Архипо-Осиповка далеко не бренд. У нее даже
название какое-то потешное. Архип осип, а Осип охрип. А вот Сочи — очень даже
бренд. И название у него под стать — смачное, хлесткое, словно стоишь на
смотровой площадке у гостиницы «Приморская», и вдруг порывом ветра с
моря обдало тебя и солью с йодом, и осетровым шашлыком с терпким вином, и еще
чем-то загадочным, манящим и слегка порочным.
Человек был готов платить за миф, за сладкие четыре буквы.
Как и всякий мощный бренд, он состоял из совокупности отдельных
микробрендов. Сочи не были всего лишь буквами числом четыре. Сочи начал
отстраиваться незадолго до революции, а уже после революции сам Сталин дал
распоряжение сделать его образцовым курортом. В пику старому, буржуазному и
монархическому Крыму сделать новый пролетарский город-рай. Лучшие архитекторы
страны бросились на обустройство этого черноморского рая. Здесь появились
здания прекраснейшей архитектуры — морской вокзал, железнодорожный вокзал,
летний театр, уже упомянутая гостиница «Приморская» и множество
чудесных санаториев. В «Ривьере» отдыхали знаменитые актеры,
музыканты и писатели. В выставочном зале можно было посмотреть картины на
курортную тематику. В театре под открытым небом выступали и местные
знаменитости, и столичные дивы. В кинотеатре показывали лучшие, свежайшие
ленты. В санаториях подлечивали, холили, кормили на убой, а вечерами развлекали.
И все это — под шелест черноморских волн.
При этом сочинский курорт был вроде как общедоступен. Любой поволжский
хлебороб, узбекский хлопкороб, оленевод с Чукотки, человек, который толком
городов не видел и кино не знал, мог неожиданно, вдруг оказаться в черноморском
раю, где его селили в светлую комнату роскошного дворца и возились с ним, будто
с наследным принцем. Но такое счастье, пусть общедоступное, все-таки надо было
заслужить — трудовыми доблестями, ратными подвигами, политической непреклонностью.
И это обстоятельство еще больше закручивало вокруг Сочи интригу.
В брежневские времена — при слабом-то правителе — в Сочи потянулся
криминалитет. Одни микробренды сменились другими. Кинотеатры и музей
Островского мало кому из криминальных граждан были интересны. Зато возникли
популярные среди романтиков с большой дороги рестораны и другие злачные места.
Именно тогда и появилась фразочка про прикуп и про Сочи. А потом пришел кризис.
Он начался в начале 1990-х, когда бывшим советским гражданам открылись
пути в Турцию и прочие ранее заповедные места. Там и дешевле оказалось, и
роскошнее. После кризиса 1998 года Сочи снова попал в фавор — просто потому, что
цены там были в рублях, а всякая туретчина подорожала в соответствии с зигзагом
курса доллара. Но в Сочи, разумеется, решили, что вернулись старые добрые
времена, оперативно подняли цены на всё, и Турция с Болгарией вновь стала
предпочтительнее.
К тому моменту Сочи уже выдвигал себя на роль хозяина зимних Олимпийских
игр. И делал это регулярно. В конце концов Олимпийский комитет принял
кандидатуру черноморского курорта. Но олимпийские события планируются наверху,
в горах. В туристической же зоне, с которой у большинства ассоциируется город
Сочи, то есть на территории между Курортным проспектом и морем, никакого
прогресса. Скудный свет фонарей. Постоянные пробки, подчас многочасовые. Дорога-то
одна, с одной стороны море, а с другой гора, объехать невозможно. Выхлопные
газы ощущаются отчетливее, чем морские ароматы. Непрерывные автомобильные
гудки. Непрерывные же звуки стройки. Здесь возводятся в большом количестве
многоэтажные дома в стиле архитектуры «развивающихся стран». Зато
многие санатории заброшены. И цены — как в Москве.
Те, кто сегодня возьмет прикуп, станут жить в других местах земного шара. В
Сочи, кляня всё на свете, живут местные уроженцы, а вот новые дома заселяются
не слишком резво. Отдыхающих тоже немного — среди них преобладает относительно
успешная интеллигенция. Люди, для которых все еще что-то значат Летний театр и
красоты «Приморской» гостиницы и у которых хватает денег на
сочинскую туристическую инфраструктуру.
Грядущая Олимпиада по большому счету не коснулась города. И не сделала
его полноценным брендом. Ну, пройдет Олимпиада, ну, поговорят о городе.
Закончится — и перестанут говорить. Вот, например, была в 1994 году олимпиада в
Лиллехаммере — был на слуху. Сегодня это — всего-навсего забавный набор звуков.
Есть, правда, и сегодня песенка про Сочи. «А впереди еще три дня и три
ночи, и шашлычок под коньячок вкусно очень, и я готов расцеловать город Сочи за
то, что свел меня с тобой». Исполняют ее и в Крыму, и на Балтике, и даже в
Турции. И вытанцовывают под нее. Но не случается в сознании танцующих
ассоциаций ни с Платановой аллеей, ни с гостиницей «Жемчужина».
Просто курорт — вот и всё.