В Академии наук не смогли понять Перельмана


Питерский ученый Григорий Перельман отказался получать звание действительного члена Российской академии наук. Срок, в который он должен был дать согласие баллотироваться в академики, истек, но Перельман продолжает бойкотировать коллег. В Петербургском отделении Математического института имени Стеклова (ПОМИ, это учреждение выдвинуло Перельмана в академики) сожалеют и разводят руками: они сделали все, что могли.
— Нам его не понять, — констатировал академик Людвиг Фаддеев, который предлагал кандидатуру Перельмана для выдвижения.
— Мы посылали телеграммы на два адреса — его собственный и его мамы, но ответа не получили, — рассказал «Известиям» директор ПОМИ, член-корреспондент РАН Сергей Кисляков. — Несколько раз звонили ему. Телефон работает, но никто не отвечает, хотя, по нашей информации, он дома. Электронная почта? К сожалению, уволившись, он перестал пользоваться институтской, а его новый электронный адрес нам неизвестен.
Понедельник, 3 октября, был последним днем, когда Перельман мог дать ответ, потому что уже 4-го числа заканчивается регистрация кандидатов в отделе кадров РАН на декабрьские выборы академиков.
Перельман последователен и верен себе: никаких контактов с математикой и математиками, на которых он обижен. Его давно возмущало, что при оценке вклада в науку учитывается не качество трудов, а количество. А в 2002 году коллеги-математики отказались признать те самые его работы, за которые спустя четыре года научный мир запоздало и безуспешно попытается обласкать гения.
— Очень жаль, но этого можно было ожидать, — говорит академик РАН, главный научный сотрудник ПОМИ Юрий Матиясевич. — Хотя мы, конечно, надеялись, что он все-таки согласится.
А ведь все, что требовалось от ученого, — это короткое «да» в ответ на телеграмму или звонок. Пресловутую «кучу бумаг», которую необходимо собрать кандидату, в институте, оказывается, готовы были подготовить за него. «Ему осталось бы только расписаться!» — добавляют в дирекции ПОМИ.
— По-человечески жалко Перельмана, — продолжает Юрий Матиясевич. — Но трудно сказать, сделает ли он еще что-то в математике. Последние 8 лет он ничего не публиковал. И мы не знаем его сегодняшнего состояния.
Нынешнее молчание Перельмана так же красноречиво, как его отказ от Премии тысячелетия в $1 млн за доказательство гипотезы Пуанкаре в 2009 году. Тот миллион для него потерян окончательно: не дождавшись ответа из России, американский Институт Клэя решил обратить деньги на поддержку молодых математиков. Еще раньше, в 2006 году, Перельман отказался от 15 тыс. канадских долларов, являвшихся денежной частью награды медали Филдса. Тогда он и произнес слова, которые ученые вспоминают каждый раз, когда Перельман от чего-то отказывается: «Зачем мне жалкие деньги, когда мне принадлежит Вселенная?»
На этот раз Перельман отказался от 50 тыс. рублей в месяц — таков оклад действительного члена Российской академии наук.