Ручной фен «Леся» стреляет без осечек


Знаменитая фраза «Реклама — двигатель торговли» звучит очень по-советски. Но какой была она — советская реклама? Узнать (или вспомнить) это можно на «Винзаводе», где с 1 по 14 сентября проходит фестиваль советской рекламы. За две недели зрителям покажут рекламные ролики 1970-1980-х годов: наивные, креативные, смешные, остроумные и нелепые. После распада СССР эти пленки зритель увидит впервые: они горели во время пожара на Санкт-петербургской студии документального кино и были восстановлены специально для фестиваля.
Организаторы уверяют, что представленные ролики сняты известными советскими кинодокументалистами: Марией Клигман, Эллой Короленко, Александром Карпушевым. Но в своей причастности к такому «низкому» жанру, как реклама, признался пока только один режиссер — Иосиф Трахтенгерц. «При средней зарплате инженера в 120–140 руб. в то время мы за рекламу получали очень прилично — в несколько раз больше среднего заработка», — рассказывает режиссер. Раньше съемки считались «недостойной» подработкой, но на фоне современных безвкусных роликов советские кажутся настоящими произведениями искусства.
Вот, например, в кадре пять мужчин в деловых костюмах с растительностью на лице и пышными шевелюрами. Закадровый текст: «Что связывает этих мужчин? — Чистая шерсть, из которой сделаны их костюмы». Вот вся семья сидит на диване и непрестанно хлопает в ладоши: оказывается, они пытаются поймать моль. Текст: «Средства от насекомых «Супразоль». Теперь мы не идем на врага с голыми руками». В другом ролике обыгран сюжет из «Ну, погоди!»: Заяц успешно убегает от Волка в удобных туристских ботинках.
А вот девушки демонстрируют зрителю элегантные наряды, камера «наезжает» на самые пикантные места. Закадровый текст гласит: «Стеклянные пуговицы — важный декоративный элемент женской одежды». Интересно, что даже круг рекламируемых товаров с советских времен изменился: ну кому бы сейчас пришло в голову рекламировать пуговицы? К счастью, изменилось и благосостояние покупателей. В ролике 1980-х годов, например, четко сказано, что портативный телевизор «Юность-402» может стать вторым телевизором в доме: не еще одним, а именно вторым.
— В Советском Союзе было значительно больше рекламы, чем в так называемом свободном мире, — говорит заместитель Государственного центрального музея кино Максим Павлов. — Огромная часть этой рекламы была пропагандой советского образа жизни, но была и чисто коммерческая реклама товаров и услуг. Первый период расцвета советской рекламы — это конец 1920-х годов, второй — как раз 1970–1980-е годы. В это время на 3-м канале даже ежедневно шла 20-минутная программа, которая так и называлась: «Реклама».
В отличие от режиссеров, известным актерам, засветившимся в рекламе, замолчать факт своего участия не удастся: вот на экране Михаил Светин нахваливает кварцевые часы «Чайка», молодой Боярский — какой-то мебельный магазин, а Алексей Смирнов пытается сбагрить куда-нибудь ненужную старинную статуэтку (реклама ломбарда).
— Прелесть советской рекламы в том, что в ней была талантливая игра с символикой, многозначность. Мне, например, очень нравится ролик, в котором появляется актер в образе Никулина со стаканом в руке. Это не сам Никулин, но намек легко считывается. Реклама призывает не пить неочищенную воду, но благодаря использованию известного всем образа подспудно идет и борьба с алкоголизмом, — говорит Максим Комов, директор киноклуба «Кино без попкорна» и один из организаторов фестиваля.
В программе фестиваля есть и другие образцы социальной ретро-рекламы. Например, «заказуха» от Минздрава РСФСР, которая учит мыть овощи и аккуратно обращаться с газовой плитой. Шедевр агитационной рекламы — короткий фильм о славных советских милиционерах, которые и помогут, и подскажут, и защитят от хулиганов. Сегодня такой ролик можно было бы включить в программу реформирования МВД.
Советская реклама — это почти всегда смешно, причем непонятно, было ли так задумано или режиссер комического эффекта не предполагал. Чего стоят одни только слоганы: «Заряженный исключительно вашей фантазией, ручной фен «Леся» стреляет без осечки», или «Целый зоопарк игрушек помещается в ящике, если эти игрушки из полихлорвиниловой пленки».
На фестивале можно увидеть рекламу такого родного детского металлического конструктора и вспомнить вкус советских конфет-батончиков, а во дворике киноклуба на «Винзаводе» увидеть инсталляцию художника Александра Петлюры, посвященную неизменным кальсонам и другим хлопчатобумажным изделиям советской легкой промышленности. А также раритетные афиши к фильмам «Солярис», «Мы из джаза», «Асса» и другим, «вытащенные» из запасников Государственного центрального музея кино.
Похоже, мода на советское снова набирает обороты: после завершения фестиваля на «Винзаводе», организаторы планируют показать эту программу в Лондоне.