Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Де Ниро наградил "Драйв" и "Древо жизни"

Настоящим героем последнего дня Каннского кинофестиваля стал председатель жюри Роберт Де Ниро. Как истинная звезда, он умеет расположиться в пространстве таким образом, что все это пространство группируется вокруг него.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Все время, пока шла заключительная церемония, какие бы замечательные актеры и режиссеры ни выходили вручать и получать призы, именно "месье президент" (как обращалась к нему ведущая Мелани Лоран) был в центре внимания. Свою приветственную речь Де Ниро пытался держать на французском и почти преуспел в этом. А на заключительной пресс-конференции жюри, уже перейдя на родной английский, он преподал мастер-класс, как следует вести себя на подобных мероприятиях, чтобы не попасть в ситуацию Ларса фон Триера.

"Почему вы дали приз за сценарий израильскому фильму "Примечание"?" - спрашивает "месье президента" журналист из Израиля. Ответ: "Потому что этот сценарий хорошо написан". Вопрос из Италии: "Рассматривался ли фильм Нанни Моретти "Да здравствует папа" как претендент на награду?" Ответ: "Все фильмы, участвовавшие в конкурсе, рассматривались как претенденты на награду". И так далее. Иногда лаконизм Де Ниро становился поистине афористичным. Так, на вопрос, почему "Золотая пальмовая ветвь" присуждена именно "Древу жизни", он ответил: "Потому что масштаб, глубина и мощь этого фильма соответствуют масштабу главной каннской награды".

Это очень точное определение. Американское "Древо жизни" - большое авторское кино. Сочетание, очень редко встречающееся в природе. Режиссер Терренс Малик в Канне так и не появился. Как объясняют продюсеры, он стесняется публики. И это не поза - просто такой характер. Фестиваль, по мнению продюсеров "Древа жизни", -это в первую очередь продажа картины. Так что режиссеру здесь присутствовать совершенно необязательно.

Фильм Малика как никогда близко подвел исполнителя главной роли Брэда Питта к получению каннского золота. Но главная награда досталась все-таки не ему, а блистательному французу Жану Дюжардену, сыгравшему в немом черно-белом фильме Мишеля Хазанавичуса "Артист". Эту картину включили в конкурс в самый последний момент, но она стала украшением фестиваля, на голову опередив остальных четырех французских участников соревнования. "В эпоху 3D и "Аватара" вернуться к Мельесу - это же гениальная идея, которая просто витает в воздухе. Но первым ее подхватил Хазанавичус, и я счастлив участвовать в его фильме", - заявил Дюжарден. Сообщив также, что даже если эта награда откроет перед ним двери в Голливуд, то он туда все равно не поедет, потому что хочет работать дома.

Главной интригой последних дней фестиваля было: решится или нет жюри отдать награду за лучшую женскую роль Кирстен Данст. Решилось. Впрочем, соперниц у исполнительницы роли меланхоличной сестры в фильме Ларса фон Триера, по сути, не было. Нынешний конкурс оказался чрезвычайно богат на мощные мужские роли и совсем небогат на женские. Выйдя на сцену, Кирстен Данст поблагодарила фестиваль за то, что "Меланхолию" оставили в конкурсе, а фон Триера - за то, что он дал ей "возможность быть свободной и смелой". На этих словах часть зала зааплодировала, часть - засвистела. На финальную пресс-конференцию победителей Кирстен Данст не явилась. Неизвестно, по чьей инициативе - своей или дирекции, но совершенно понятно, по какой причине: чтобы избежать вопросов о фон Триере.

Гран-при, вторую по значению награду фестиваля, разделили между "Мальчиком на велосипеде" дважды лауреатов "Золотой пальмовой ветви" братьев Дарденн и "Однажды в Анатолии" самого, пожалуй, знаменитого турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана. Обе картины наследуют традициям большой литературы с ее вниманием к "маленькому человеку" и большого кино, в котором пространство, каким бы скучным и монотонным оно ни казалось, всегда одухотворено.

Единственный загадочный пункт в наградном списке - приз за режиссуру, врученный датчанину Николасу Виндингу Рёфну за его голливудский дебют "Драйв" с Райаном Гослингом в главной роли. Но у этой картины о каскадере, который выполняет лихие автомобильные трюки, а за пределами съемочной площадки попадает в романтическую и в то же время криминальную ситуацию, на фестивале оказалось много поклонников. Не исключено, что одним из них стал и Де Ниро. Тем более что ему "Драйв" мог напомнить "Таксиста", с которым он приезжал в Канн в 1976 году (фильм получил тогда "Золотую пальмовую ветвь").

Спецприз жюри достался Майвенн Ле Беско за картину "Polisse" (слово "полиция", с ошибкой написанное ребенком). Снятая в псевдодокументальной стилистике история отряда по защите детей от насилия чем-то похожа и на наших "Ментов", и на "Школу" одновременно. Такие фильмы, наверное, могла бы снимать Валерия Гай Германика, будь она чуть менее талантлива и чуть более добра к людям. Выйдя на сцену получать награду, режиссерша, она же исполнительница главной роли, чуть ли не рыдала. Зал растрогался. Зрительская аудитория в Канне вообще - каких поискать.

* * *

Российские кинотеатры станут центрами культуры

Проект "КИНОКЛУБ: культура, образование, коммуникации", чья цель - вывести отечественный кинопрокат на новый качественный уровень, представили в Российском павильоне в Канне продюсеры Эдуард Пичугин и Сергей Сельянов. Их соавтор и партнер по проекту Федор Бондарчук улетел из Канна на несколько дней раньше.

Проект разработан компанией "КИНО СИТИ" и сводится к строительству в первую очередь в малых и средних городах кинотеатров, которые параллельно являются культурными центрами. То есть обладают цифровыми библиотеками, цифровыми "музеями" (оцифрованными копиями картин из крупнейших собраний), галереями современного искусства. А также могут превращаться в лектории и концертные площадки. Согласно исследованиям, в стране можно построить 253 подобных кинотеатра с расчетом на самоокупаемость. Строительство двадцати из них уже началось.

Правда, губернаторы поначалу не слишком охотно выделяли землю. Но проект взяла под крыло "Единая Россия", и теперь местные власти чуть ли не в очередь выстроились, чтобы получить на своей территории такой кинотеатр. Первый, пробный, открыт в Новосибирске - он будет управляющим для всего Сибирского региона. Практика показала, что альтернативное репертуарное планирование приносит свои плоды. Кинотеатр нового типа оказался на 40% эффективнее обычного. За первые пять лет будет построено 150 таких кинотеатров. И это действительно важный социальный проект. "В понятие "Родина" входит поход в кино, - сказал на презентации Сергей Сельянов. - Когда вся страна смотрит фильм и обсуждает его, это делает страну страной".

Комментарии
Прямой эфир