Забрать власть у Советов

Чиновники постоянно говорят о том, что России нужен инвестиционный бум. На последнем заседании правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями был даже определен ориентир - $70 млрд на ближайшую перспективу (таких высот Россия, кстати, достигала лишь однажды - накануне кризиса в 2008 году). Но вкладывать никто особо не спешит. Предприниматели жалуются, как выразился президент Дмитрий Медведев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в Магнитогорске, на то, что "государство пытается быть лучшим бизнесменом, чем сами компании".
В надежде на "глобальное потепление" инвестклимата в первую очередь решили бороться именно с чрезмерным госприсутствием. Президент объявил, что вице-премьеры и министры, занимающие должности в советах директоров компаний, должны будут оставить эти посты. Как это будет сделано, объяснил Аркадий Дворкович.
- Те руководящие работники правительства, которые внесены в состав кандидатов в советы, должны будут просто взять самоотвод, то есть не дать согласия войти в состав совета, - сказал он. - Скорее всего такая юридическая процедура в большинстве случаев возможна. По словам Дворковича, коснется новация прежде всего тех государственных компаний, которые работают в конкурентном секторе. То есть вице-премьера Александра Жукова вряд ли попросят удалиться из совета директоров ОАО "Российские железные дороги", ведь эта компания - монополист на своем рынке.
Точно так же решение президента не затронет Федеральную сетевую компанию (ФСК "ЕЭС") и "Транснефть" (владеет всеми трубопроводами страны), где во главе совета стоит министр энергетики Сергей Шматко. Однако ему придется покинуть "Газпром", хотя против председателя совета директоров концерна, первого вице-премьера Виктора Зубкова никто не возражает - он, что называется, непрофильный, то есть газовые вопросы в Белом доме не решает. А вот в Россельхозбанке Зубков уже не останется. По словам Дворковича, вице-премьеру Игорю Сечину, курирующему в правительстве ТЭК, придется оставить "Роснефть", министру финансов Алексею Кудрину - банк ВТБ, а министру транспорта Игорю Левитину - "Аэрофлот" и "Шереметьево".
Кстати, правительственные чиновники работают в советах директоров компаний на безвозмездной основе. Как подтвердил "Известиям" пресс-секретарь главы правительства Владимира
Путина Дмитрий Песков, делается это "как принято во всем мире - исключительно на общественных началах". Независимым директорам, естественно, придется платить. Фамилии претендентов не называются, предложения будет вносить ведомство Эльвиры Набиуллиной. Это могут быть бывшие госслужащие с хорошей репутацией, люди с большим опытом работы в бизнесе, успешные ученые, иностранные специалисты, предполагает Дворкович. Причем не исключено, что новички советы и возглавят.
- Я по своему опыту работы в совете директоров знаю, что от того, кто им руководит, зависит почти все. На 90% решения предопределяются позицией председателя совета директоров, - признался Дворкович. - Замена этих руководителей на независимых директоров может реально сказаться на качестве корпоративного управления.
Но кто бы ни руководил компанией - чиновник или независимый управленец, от этого она не перестает быть государственной. И института государственных директив (указание - как голосовать по тому или иному решению) никто пока не отменял.
- Хотя здесь в соответствии с лучшими зарубежными практиками могут быть изменения, - заявил Дворкович. - Сейчас мы анализируем совместно с экспертами, насколько институт директив является адекватным в современной ситуации. Эксперты, правда, считают, что здесь ничего менять не надо.
- Институт государственных директив отменить вообще невозможно, - говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Представители правительства находятся в советах директоров крупных компаний, где значительная часть собственности принадлежит государству, и
они осуществляют руководство этой собственностью именно от имени государства. Так что определенные директивы, например на перспективу, должны быть обязательно. Это законы собственности, и ничего с этим не сделаешь.
Комментарии
Дмитрий Сорокин, руководитель Центра политико-экономических исследований:
Задача совета директоров - наблюдать, чтобы соблюдались интересы акционеров. А если я отраслевой министр, то интересы отрасли для меня выше. Есть и еще одно соображение. Взять вице-премьера: у него колоссальные функции. В масштабах России особенно. У него нет сил заниматься этим физически. А у семи нянек, как известно, дитя без глазу. Поэтому если уж вводить в состав совета директоров представителя государства, то только при условии, что это будет его главной и основной функцией. И он будет заниматься только этим и более ничем. Ну в порядке творчества может еще преподавать.
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:
- То, что в руководящие органы компаний зачастую входят представители различных ведомств, - это проблема. И они начинают продвигать интересы своего ведомства. Это недопустимо. Ведомственность вредна. Тут я согласен. Назначайте таких представителей государства, у которых нет ведомственных интересов. Из Минэкономразвития, из Минфина, например.