Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Звуки величия Советской России

В столичном Политехническом музее проходит выставка "Поколение Z". Она посвящена уникальным разработкам отечественных пионеров звукового синтеза и электронной музыки 1910-1930-х годов.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одна из последних выставок в Политехническом музее перед его закрытием на реконструкцию посвящена изобретениям и изобретателям самого бурного периода звуковых экспериментов - предреволюционной и раннесоветской эпохи. По словам куратора проекта, руководителя Термен-центра Московской консерватории Андрея Смирнова, выставка получила название "Поколение Z", поскольку "символ "Z" стал главным графическим воплощением духа того времени, символом энергии". Однако выставку можно также назвать и "Поколение Х", ведь едва ли замечательные изобретения, представленные на ней, известны широкой публике. Тем более что многие из них выставляются впервые.

Экспозиция занимает четыре зала, в которых вполне можно провести полдня, и выстроена по хронологическому принципу - от первых плакатов и манифестов футуристического искусства и до зала "Гибель утопии" со списками репрессированных экспериментаторов и с их фотографиями в фас и профиль из архива НКВД. Среди узников - Лев Термен, изобретатель первого электронного музыкального инструмента терменвокса, который можно увидеть в соседнем зале. Чтобы играть на терменвоксе, не нужно к нему прикасаться. Звук возникает благодаря движению руки в электромагнитном поле специальных антенн. Таких инструментов в Москве - сосчитать по пальцам. Организаторы обещают устроить за время выставки несколько концертов, где терменвокс можно будет услышать вживую.

Из обширных комментариев к экспозиции выясняется, что позднее по той же технологии был сконструирован своеобразный "троянский конь советской дипломатии". В 1945-м советские пионеры в честь Победы преподнесли американскому послу панно с изображением герба США, в которое было встроено беспроводное устройство для прослушки. Разработал его, находясь в заключении, все тот же Лев Термен.

Посетители выставки могут услышать две необычные симфонии - Симфонию гудков и Симфонию Донбасса. Первая из них была одним из самых громких (во всех смыслах) проектов шумовой музыки 20-х годов. "Исполнителями" стали гудки фабрик, заводов, кораблей, паровозов, а дирижировал этим "оркестром" (в 1922 году в Баку, а в 1923-м в Москве) автор симфонии Арсений Авраамов. А "Симфония Донбасса" - это один из первых звуковых фильмов. Режиссер Дзига Вертов ставил своей задачей соединить киноглаз и радиоухо, чтобы получить в итоге радиоглаз. В этой ленте 1929 года впервые фиксируются записанные вживую звуки железных дорог, улиц и шахт Донбасса.

Таким образом, экспозиция не только включает в себя архивные документы и кадры первых кинохроник, но и дает возможность ощутить звуковой облик эпохи. Ведь одним из первых терменвокс слышал Ленин, "Симфонией Донбасса" восхищался Чарли Чаплин, а Симфония гудков гремела над всей коммунистической Москвой. Соприкоснуться с энергией Z посетители Политехнического смогут до 10 мая.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...