Россия и Грузия начали переговоры о ВТО

Встреча окутана секретностью. От ее результатов зависит, войдет ли наконец Россия в клуб мировой торговли: все прочие шаги сделаны, осталось уговорить Тбилиси.
Формально этих переговоров как бы и нет. Недаром их проводят не Женеве, где располагается штаб-квартира ВТО, а в Берне. Между Россией и Грузией нет дипломатических отношений, напоминает Алексей Портанский из Высшей школы экономики, связи поддерживаются через посольства в Швейцарии, а они как раз располагаются в Берне.
Налицо и желание не привлекать к переговорам особого внимания, что в Женеве сделать проблематично. В штаб-квартире ВТО на табло в фойе высвечиваются час и место встречи, что сразу придает ей официальный характер. Но именно официальности россияне хотят избежать. При том, что именно Россия стала инициатором переговоров. Говорить с Грузией, наверное, не хочется, но другого выхода нет: именно эта страна осталась последним серьезным препятствием на пути в ВТО.
Трудности с Грузией начались в 2006-м. Неудачно совпали два события: завершение Россией переговорного процесса со всеми ключевыми партнерами и начало торговой блокады грузинских товаров. Так и вышло, что маленькая Грузия (за спиной которой, впрочем, угадывалась тень кукловода, т.е. США) стала непреодолимым барьером. Тбилиси требовал возобновления торговли, а также настаивал, чтобы Россия закрыла пограничные и таможенные пункты на границе с Абхазией и Южной Осетией, которые грузины считали и считают незаконными. Россия стояла на том, что проблема таможенных пунктов - вне ВТО, в итоге весной 2008 года Грузия переговоры свернула, а война августа того же года сделала переговоры невозможными. Но теперь деваться некуда.
Портанский констатирует: требования Тбилиси не изменились, но это не значит, что переговоры непременно провалятся:
- В тоне грузинской стороны угадывается готовность к компромиссам и маневру, - говорит Портанский, подчеркивая, что излагает свою личную точку зрения, а не официальную позицию России. - Если Россия к тому же сделает шаги по ликвидации торгового эмбарго, что можно осуществить и без восстановления дипломатических отношений, успех может быть.
Скажем, сегодня грузины уже не требуют, чтобы таможенные пункты были непременно закрыты. Но они настаивают, чтобы там были грузинские офицеры. В реальности Тбилиси удовлетворится и тем, чтобы товары и людей проверяли некие посредники из третьих стран, считает Портанский. Но насколько готова к уступкам Россия - вопрос. Члены нашей делегации все как один отключили телефоны. Грузинские эксперты тем временем прямо выражают надежду на возобновление торговли.
Американцы, со своей стороны, заявляют, что в переговоры вмешиваться не будут. Конечно, это тоже некий дипломатический финт, говорит Портанский, и тем не менее США могут ставить "чистый эксперимент": дать возможность Грузии действовать самостоятельно и посмотреть, что получится. Это помимо прочего избавит США от упреков в том, что они "опять все подстроили", говорит Портанский.
Вообще, загадок и недоговоренностей много. В частности, накануне в Женеве прошли некие переговоры Грузии с представителями Абхазии и Южной Осетии, о которых известно только то, что они были. Грузинская сторона устами замглавы МИД Николоза Вашакидзе заявляет, что они провалились, причем винит, конечно, Россию и ее "неконструктивную позицию".