Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Полоса везения

Экипаж Ту-154 АК "АЛРОСА" стал лауреатом премии "Известность" в номинации "Мужество"
0
Президент России Дмитрий Медведев поздравляет с присвоением звания Героя России командира воздушного судна Андрея Ламанова (фото: Екатерина Штукина/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Борт, у которого отказали системы управления, навигации и радиосвязи, приземлился на посадочную площадку заброшенного аэродрома. За мужество и героизм при исполнении служебного долга в экстремальных условиях президент России вручил командирам воздушного судна Андрею Ламанову и Евгению Новоселову Звезды Героев России. Штурман Сергей Талалаев, бортинженер Рафик Каримов, старший бортпроводник Николай Дмитриев, бортпроводники Елена Дмитриева, Елена Разумова, Василий Выродов, Рифкат Низамов удостоены ордена Мужества.

С пилотом Андреем Ламановым беседует обозреватель "Известий" Гузель Агишева.

Известия: В прессе одни называют командиром Новоселова, другие - вас...

Андрей Ламанов: Мы с Евгением  имеем одинаковую квалификацию и можем управлять воздушным судном и слева, и справа, это помогает на длинных рейсах. Таких, как всем теперь известный из Москвы в Полярный и обратно. Рейс рутинный, но тяжелый, всю ночь на крыле. Из Москвы слева летел Женя, а на обратном пути слева летел я. Пилот, находящийся в левом пилотском кресле, выполняет функцию командира корабля, т.е. непосредственно пилотирует самолёт.

и: Вам, Андрей, сколько лет?

Ламанов: Я с 67-го, но уже пенсионер, у нас налетал шесть тысяч часов - и получай пенсионный билет.

и: А когда вы решили стать летчиком?

Ламанов: У меня отец - бывший летчик, начинал на истребителе, попал под хрущевское сокращение, когда из вооруженных сил погнали миллион двести тысяч человек. В авиацию гражданскую их брали неохотно - хулиганы, мол, лихачи. Папа и таксистом поработал, и в институт поступил Индустриальный, но все время смотрел в небо. Переучился на Ан-2 и стал снова летать. Окончил академию гражданской авиации, дорос до командира авиапредприятия в Кустанае - три аэропорта, большая инфраструктура. И летал до 58 лет! Мы с братом пошли следом, окончили Актюбинское высшее летное училище. Я начал с Ан-24... Но у любого летчика есть тяга к большой технике. Поэтому в 94-м переучился на Ту-154. Мне этот самолет нравился всю жизнь - изящный, элегантный. Сложный, но очень хороший.

До 97-го мы работали замечательно. Выполняли международные полёты на Ту-154, но основные рейсы были в Германию по перевозке этнических немцев из Казахстана. В связи с кризисом в Казахских авиакомпаниях, пришлось искать работу в России. Начал во "Внуковских авиалиниях" вторым пилотом Ту-154. В основном выполняли внутренние рейсы, а также рейсы чартерные: Палермо, Хургада, Стамбул, Тель-Авив, Багдад... Регулярные-то в основном у "Аэрофлота", но летали много.

и: У вас семья?

Ламанов: Жена Мария и дочка 10 лет. Маша акушер, работала в роддоме, после рождения дочки оставила работу и занимается воспитанием ребёнка.

и: Я была на Боденском озере после известной катастрофы, видела, как немцы прочесывали местность - шли шеренгой плечом к плечу... Моей знакомой вернули рюкзак, дезодорант и часы - все, что осталось от двух ее детей. Скажите: вы думали, что когда-нибудь и вам может крупно не повезти?

Ламанов: Нас ко всяким ситуациям готовят. Чтобы получить допуск к полету, ты должен "отлетать" на тренажере и пожары, и разгерметизации, и отказы двигателей...

и: Верно, что проблема в том полете возникла из-за отказа аккумуляторов?

Ламанов: Да, грубо говоря, они взорвались. Но в полете мы этого не знали: видели, что отказал выпрямитель, из-за чего нет тока, по инструкции должны были объединить сети. Мы так и сделали. Я пилотировал самолет, мне физически некогда было в этом плотно участвовать, нужно было самолет удержать, чтобы он не свалился. Потому что без электричества нет ни показаний приборов о положении самолета, ни связи. Я мог ориентироваться только по расположению кабины относительно линии горизонта.

и: Писали, что вы сверяли уровень горизонта по стакану с водой.

Ламанов: Штурман предложил такой вариант, но стакан с водой нам в принципе не понадобился...  Я смотрел только по кабине. За нас была высота, 10 тысяч метров, выше облачного слоя, я видел линию горизонта. И работал указатель воздушной скорости, ему электропитание не требуется. А держать эту скорость очень важно, большой самолет на малой скорости теряет устойчивость, и это конец. Потом завыла сирена, что топливо на исходе - без электричества топливные насосы встали, а в расходном баке, откуда оно уже самотеком идет, керосина ровно на 30 минут полета.

и: Вспоминается грешным делом барон Мюнхгаузен: "У меня было два пути: выжить или погибнуть". - "И что же вы выбрали, барон?"

Ламанов: Площадку найти и садиться. Но сначала облачность пробить, в облаках-то я не могу ориентироваться. Они, слава Богу, не очень толстые оказались, метров 500. А могли и до самой земли быть. Тогда все. В облаках без приборов, если даже на спину ляжешь, и то не заметишь, что перевернулся.

и: Облачность пробили и увидели полосу? Кто-то в экипаже знал, что там есть аэродром?

Ламанов: Никто. Выскочили и начали смотреть. Высота маленькая, а скорость сумасшедшая - 400 км в час! У нас же рулевые агрегаты тоже отказали, управляли напрямую. Вы думаете, что мы рулями управляем? Нет, у нас же электростанция практически, в штатном-то режиме электромоторы всем управляют. Там даже пружина поставлена, чтобы мы чувствовали нагрузку. А тут нет электричества. Тут уж чем выше скорость, тем лучше управление. Поэтому, как командир, я принял решение, что на скорости 400 я обеспечу безопасный исход полёта.

и: Кто все-таки полосу увидел?

Ламанов: Все и увидели. Но не сразу. Выскакиваем - а там тайга, красно-желтая. И все мелькает, один ковер сплошной! А смотреть-то на землю надо, потому что больше не на что - приборов ориентации же нет. Тут мы увидели речку. Где речка, там жилье, там поля и огороды, то есть площадка. И точно: видим Ижму, населенный пункт. Мы - к нему. И там вдруг эта полоса! Мы на полосу-то не надеялись, нам хоть бы площадочку какую. Как раз мы угол взяли, и она под нами... Точно полоса? Точно. Не показалось, точно полоса? Точно! И мы стали разворачиваться, строить маневр. Три захода сделали, посмотрели: вдруг там тракторы стоят? Адаптировались к скорости. И деревья уже не так быстро вроде мелькают, понимаете?

и: На четвертый заход хватило бы топлива?

Ламанов: Нет. Там минуты на четыре оставалось... Сели на скорости 390 при норме 270. Кто-то говорит, что можно было меньше держать. Не знаю. Рулевых агрегатов нет, указателя угла атаки нет - как еще-то скорость гасить? И посадочная масса у нас 82 тонны вместо 80 допустимых. Мы же до посадки пролетели всего три часа вместо пяти, керосина - полные баки, а взять мы его не можем. Но зато самолет управляем, пусть и ценой большой скорости, и мы садимся на бетонную полосу, а при посадке нет ничего важней, чем первое касание. И лес там дальше не страшный, дубов нет...

и: Как вам удалось пассажиров сдержать? Паника-то все равно была, я же форумы читаю.

Ламанов: Бортпроводники молодцы. Но и с ними связи не было. Хотя у нас вся навигационная система отключилась, мы не объявляли аварийное расписание, думали, найдем какую-то щель, куда выскочить. А когда уже сирена заорала, на высоте около 3 тыс. метров, скрывать было бессмысленно. Ребята, говорим, готовьте людей. Пассажиры вели себя достойно. Уже после остановки кто-то из хвоста побежал по салону и заорал: "Горим!". Но сели мы очень мягко, и деревья в конце не ломали, а просто давили - когда выскочили на грунт, скорость была уже меньше 100 км в час.

и: Может, пассажиры не сразу поняли?

Ламанов: У них просто не было времени, проводники же все время командовали: "Голову на колени! Руки за голову!". И так три раза - думали, вдруг сейчас будет посадка. Люди у нас дисциплинированные.

и: А вам было страшно?

Ламанов: Не боится только полный идиот.

и: Что было страшнее всего?

Ламанов: Когда сирена, что топливо на исходе: то есть шансов сесть нормально, на каком-то аэродроме, у тебя уже нет, будет аварийная посадка, а она непредсказуема. Мне-то еще легче всех было: я занят работой непосредственно, понимаете? Ребята пытались все восстановить, как могли. Без паники,  попробуй так, попробуй эдак... А я должен управлять самолетом, это занимает все твое внимание. Должен спасти машину и людей.

и: О близких думали в этот момент?

Ламанов: Нет, где уж там. Потом сдавали самолет - прокуратура, милиция, МЧС. Домой позвонил вечером, когда все закончилось и нас на вертолете отвезли в Ухту.

и: Вот вы приземлились. И?..

Ламанов: Выскочил в салон, весь мокрый! Крикнул: "Я сделал это!" Меня переполняло...

и: А народ?

Ламанов: С круглыми глазами, в шоке немножко. Женщина беременная, еще кто-то. Пробежался по рядам, посмотрел, нет ли пострадавших. А ребята уже осматривали самолет. Ничего не побилось, не сломалось, не дымит, не горит. Снаружи дождик. Аварийный трап выкинули, дальше все просто.

и: Героем себя чувствуете?

Ламанов: Да нет. Если уж все сначала вспоминать, первое, что я сделал, - открыл форточку в кабине. Вдохнул воздуха глубоко, листики посыпались на меня…. и  только тогда начал осознавать, что всё могло закончится гораздо хуже.

и: И вы еще не знали причины?

Ламанов: Не знали. И мысль, что это мы сделали что-то не так, у нас была. Для летчика это вина до конца дней. Ситуацию потом анализировали, слушали запись переговоров экипажа, все изучили... Так вот: каждый занимался своим делом, четко и аккуратно, без паники. Работали слаженно. Всего одно матерное слово было произнесено! Как сели, сразу позвонили в компанию, инженерам. Они: проверьте аккумулятор. Бортинженер вскрыл первый техотсек, и мы сразу поняли, что причина аварийной посадки в аккумуляторах.

и: А если бы сразу знать, могло это помочь?

Ламанов: Могло. Надо было все аккумуляторы выключить, по одному проверить, исправные подключить и объединить в сеть. А у нас, когда мы по инструкции объединили сети, два исправных аккумулятора из хвостовой части стали питать неисправные и еще больше их нагревать. Хотя прямые наши действия в руководстве по эксплуатации на данном самолёте по разгону аккумуляторов не описаны... Но это теперь все умные и уже на тренажере отрабатывают нашу ситуацию. А тогда, на высоте 10 тысяч метров над тайгой, без связи и навигации, Господь Бог отвел нам на все, от сирены и до посадки, ровно 26 минут.

и: А таких проблем в мировой авиационной практике не было?

Ламанов: Не на этом типе самолетов. У новых "тушек" на приборной доске есть индикаторы состояния аккумуляторов и тумблеры аварийного отключения. Но на нашем их нет, бортинженер должен каждые полчаса их проверять и он всё выполнял согласно руководству.

и: И как скоро вы сели потом за штурвал?

Ламанов: Ровно через месяц. Во-первых, я люблю свою работу, во-вторых, и делать-то больше ничего не умею. И мне стало легче, я даже успокоился. Я очень благодарен госкомиссии, которая расследовала это дело: она работала очень хорошо. С нами - всего один день: по одному всех вызвали и допросили. Все по-человечески. И поехали разбираться на место посадки, мы там не были нужны. Только бортинженера взяли с собой.

и: А полоса там какой длины?

Ламанов: 1350 метров, а нужно не меньше 2200. Мы выкатились в лесок всего на 150 метров. Будь она метров на 500 длиннее, вписались бы, даже в мокрую.

и: А с Сергеем Сотниковым встречались?

Ламанов: Да, на телепередаче. Встретились, обнялись...

и: Мы хотели пригласить его к нам на "Известность". Но там у него летчики-испытатели, готовятся перегонять вашу "тушку" в Ухту. Он позвонил и говорит: я уеду, а кто полосу будет готовить?

Ламанов: Мы ему на всю жизнь благодарны. Человек! Подарил 82 душам последний шанс. Шутка ли?

и: Что вам сказали родители? Папа - он же в теме.

Ламанов: Пока работала комиссия, отец сильно переживал. И как летчик, и потому что много раз сам был председателем таких комиссий. Отец внимательно выслушал мой рассказ, но отнёсся к нему немного предвзято, с точки зрения профессионала.

и: А он как думал, в чем было дело?

Ламанов: На борту много источников напряжения - и 27 вольт, и 36, и 115, и 200. Его смущало, что у нас сначала отказало 27 вольт, а потом вообще все. Переживал, что это могли быть наши неправильные действия.

и: И когда он успокоился?

Ламанов: Когда указ президента вышел. Через месяц, 8 октября.

и: Что могло быть самое страшное для вас? Какое наказание?

Ламанов: Мы целый месяц на нервах, пока шла проверка. Боялись, что мы сделали что-то не так, а за неверные действия экипаж несёт от административной до уголовной ответственности.  Потому что в 80 случаях из ста кто-то отвлекся, забыл что-то сделать, и пошло. Чаще всего с мелочи. Если бы все действия пилотов были четко расписаны, случись что, ты и сам бы знал, что не так. Но все предвидеть невозможно. Мы все сделали по инструкции. 26 минут - слишком мало, чтобы открыть что-то новое в системе электроснабжения самолета.

и: Деликатный вопрос: вам после этого случая завидуют? Никто не говорил - а за что это их наградили?

Ламанов: Некоторые недопонимают. Не коллеги, они относятся к этому нормально. Но целый же месяц телевизор трещал, все в курсе. У кого-то все закольцовывается на материальном, думают, что на меня свалился кусок счастья, хотя я и до этого я был целиком счастлив. Да я бы многое отдал, чтобы этой ситуации вообще не было.

и: Вы человек верующий?

Ламанов: Я некрещеный. Но бывают моменты, что Его вспоминаешь. Особенно когда перед самой посадкой полоса вдруг пропадет. Знаете, она же такая маленькая, а скорость самолета - такая большая, и первый раз мы, допустим, ее проскакиваем... Сделать стандартный поворот на такой скорости без приборов очень трудно. Только снова на нее выйдешь - она фрр! - и снова спряталась в тайге. Повыше подняться? А там облачность, дождь идет, фонарь водой заливает - вообще ничего не видно. Был момент, когда я уже чуть ли не вслух закричал: да где ж ты, родная? А потом - оп-па, зацепились, и уже все-все-все, и сели!

и: Расскажите о Новоселове. Слаженность в полете, наверное, не сама собой возникает?

Ламанов: Скажу так: нам в экипаже всем друг с другом повезло. Все с большим опытом работы и сразу поняли: ситуация, мягко говоря, очень скверная. И что нужно каждому заниматься своим делом изо всех сил. Хотя по жизни мы с экипажем не близкие друзья, но отношения между нами тёплые и приятельские. Мой лучший друг - мой брат. Но он в Казахстане, летает теперь на "Боинге", видимся редко.

и: А если бы вам сказали: Андрей, выбирай самолет, какой хочешь...

Ламанов: Ту-154! Без вариантов. На сегодня это самый массовый самолет в России. Как и Боинг-737 в США. С обоими больше всего происходит катастроф, но не от того, что машины плохие - их больше всего в небе летает. Но "Боинг", как и "Эйрбас", - это летающий компьютер, там только нажимаешь кнопки, он сам взлетает, сам садится. Скучно.

и: А с экипажем после этой истории вы общаетесь?

Ламанов: Так мы же летаем вместе. Только штурман наш ушел на пенсию.

и: И с Новоселовым летали?

Ламанов: Уже через месяц практически. И снова туда же, в Полярный. Пролетаем Ижму, он говорит: "Смотри, родина вторая!"
 
Спас и сохранил

Своим спасением пассажиры Ту-154 обязаны не только экипажу, но и Сергею Сотникову (на фото), бывшему начальнику ижемского аэропорта. Целых 12 лет он поддерживал неиспользуемую, исключенную изо всех аэронавигационных справочников полосу - считал это своим гражданским долгом. В интервью "Известиям" Сергей Сотников сказал: "Когда я сюда пришел, здесь работало сто тридцать человек, потом семьдесят. Потом восемь. Теперь я один, работаю по договору. Обязанности те же, а прав никаких... Но полосу я держал. Убирал мусор, арматуру, вырубал ивняк, он прорастал меж бетонными плитами. Гонял лесозаготовителей - то бревна сложат, то машину поставят. А будь там в то утро хоть одна машина?! Рад, что все не напрасно".


Ту-154 в Ижме после посадки (фото: bnkomi.ru)


На левом, командирском месте - Андрей Ламанов
(фото: Анатолий Жданов/"Известия")


(фото: Михаил Мельничук)
Комментарии
Прямой эфир