В Европе ждут нефть по $220

Нефть уже дорожает, со среды - на 3-5% в день. В четверг сорт Brent стоил 115,56 доллара за баррель, за российский Urals давали 104 доллара. Это заставило Международный валютный фонд спешно пересмотреть прогноз средней цены на этот год: было 89,5 доллара - стало 94,75. О том, насколько внезапно возник "арабский фактор", свидетельствует такой факт. Еще на прошлой неделе министр финансов России Алексей Кудрин, говоря о нефтяных ценовых рекордах, видел причину в действиях спекулянтов, а в понедельник, выступая на коллегии Федеральной налоговой службы, во главу угла ставил ливийские события.
Подорожание нефти происходит на фоне обвала акций в Европе: все понимают, что странам Старого Света, и так печатающим евро ради покрытия своих бюджетных дефицитов, приобретать топливо не на что. Российский индекс ММВБ, напротив, растет: его толкают вверх прибавляющие в цене бумаги топливных компаний.
Никто не знает, сколько это продлится, в краткосрочном периоде нефть дешеветь не будет, заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Даже если Ливия воздержится от непоправимых шагов, котировки не вернутся к прежнему уровню, полагают аналитики. В Российском топливном союзе прогнозировать будущее отказываются, зато уверены в одном: при дорогой нефти на мировых рынках будет дорогим и бензин.
- Наши цены завязаны на мировые через налоговую систему, - говорит исполнительный директор союза Григорий Сергиенко. - Налог на добычу полезных ископаемых взимается с тонны добытой нефти вне зависимости от того, будете вы ее продавать в России или пошлете на экспорт.
Есть и другие причины, рассказывает Олег Абелев из ИК "Риком-Траст" . Например, в стране слабо развита собственная нефтепереработка:
- Часто мы вывозим сырую нефть в Европу, там ее превращают в качественный бензин, который завозится обратно. В США, где добычи нефти почти нет, но переработка развита, бензин существенно дешевле, чем в России.
Стоимость одного нефтеперерабатывающего завода - несколько миллионов долларов, таких денег у компаний нет, считает эксперт. Дмитрий Александров, начальник аналитического отдела ИК "УНИВЕР Капитал", возражает: деньги-то есть, инвестировать страшно.
- Если предприниматель начинает добычу, он довольно точно знает, через какое время вернет деньги, - считает эксперт. - Но в случае постройки НПЗ налоговый режим таков, что срок окупаемости инвестиций - от 7 лет до бесконечности. Добавлю к этому, что требуется дорогое оборудование, а льгот на его ввоз не дают.
Сделать российский бензин дешевым в принципе можно, достаточно поменять налоговую систему, согласны все опрошенные нами эксперты.
- Но тогда потеряет бюджет. Что в глазах правительства невозможная ситуация, - формулирует Александров. - Это стало понятно в конце минувшего года.
Если нефть будет стоить 200 долларов за баррель, АИ-92 будет стоить примерно 30-40 рублей, считает Сергиенко; примерно 30-35 рублей, говорит Абелев; около 35 рублей, подсчитал Александров. Оценки примерны, если потребитель не сможет платить, цену придется сбавить. Не говоря о том, что государство не дремлет: так, на Сергиенко произвело впечатление выступление главы ФАС Игоря Артемьева.
- Опять грозил в порошок стереть, - делится нефтяник. - Я даже не знаю, войдет ли ФАС в понимание ситуации или нет.