Российская инфляция стала всемирной

Но если в Индии шел интенсивный промышленный рост, то Россия при этом топталась на месте.
Пока финансовые власти России боролись за один-два процентных пункта, доказывая, что наши дела не так плохи, во многих странах предмет борьбы - вот эти 1-2% - вся годовая инфляция. А в Японии в 2010 году цены даже снизились на 0,7%. Прогноз Минэкономразвития был 7,5%, оказалось 8,8%, в международной сводке Росстата загадочным образом фигурирует 6,9%, но эта игра с цифрами ничего не стоит, если учесть, что в Китае цены выросли на 3,3%, в Европе - от 1% до 1,5%.
Инфляция в России, заявляли в Минфине и ЦБ, носит "немонетарный характер", проще говоря, ее спровоцировала засуха. Но это значит: если дефицита продовольствия нет, то не должно быть и такой инфляции. Которая почему-то есть. В то же время страны Европы печатают евро, затыкая дефициты в бюджетах, эмиссия должна порождать инфляцию, но не порождает.
Индия (12% инфляции) оказалась в одной категории с Россией недаром, говорит директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев, это - бедные аграрные страны, в которых люди серьезную часть своих доходов тратят на продукты (в России - более 30%, в Индии - около 50%). Стоимость продуктов во всем мире растет, а Россия вместе с Индией еще и испытали природные катаклизмы. В России власти не любят считать чисто продуктовую инфляцию, говорит Николаев. По подсчетам независимых экспертов, у нас продукты за 2010-й подорожали на 13%. В Индии, свидетельствуют оценки Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), - 20%. Цифры находятся примерно в том же отношении, что параметры интегральной инфляции в наших странах, так что, вероятно, драйвером подорожания в самом деле выступают продукты.
Но не они одни, говорит директор компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян. "У нас основной "мотор" инфляционного роста - все-таки государственная политика", - уверен он.
Ежегодный рост цен на услуги естественных монополий (в среднем на 15%), а также недавнее повышение налогов в сумме дали 2-5% инфляционного роста, уверен он, и только 1,5-2% добавила засуха.
Что касается Европы, то высокая эмиссия (суммарно напечатано порядка 1,5 триллиона евро) в самом деле должна была разогнать инфляцию, признает Николаев, но парадоксу объяснение есть.
- Инфляция зависит не только от объема денежной массы, о чем забывают российские власти, - говорит он, - но и от других факторов, важнейший из которых - конкуренция. Высокая конкурентная среда в Евросоюзе ставит естественный предел росту цен.
А Микаелян и вовсе не верит, что все полтора триллиона достались спекулянтам, как об этом заявляют в российском Минфине:
- Эмиссия в Европе обеспечена товарами, так что центробанки, печатая деньги, стимулируют их приобретение.
России не приходится утешаться даже тем, что высокая инфляция дала ей высокий же рост ВВП (эти параметры часто связаны). По данным Росстата, рост ВВП России (4%) сопоставим с таковым в Японии (3,9% - а там, напомним, инфляция отрицательная) и ниже Китая (10,3%) и Индии (9%). По динамике промышленного производства мы отстали от Германии (10%), Индии (11,1%), Бразилии (10,8%) и многих других.