Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Около 2,6 тыс. гостей присутствуют на церемонии инаугурации Путина
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Общество
Арестованному во Владивостоке американцу грозит до пяти лет лишения свободы
Мир
Си Цзиньпин подчеркнул недопустимость повторения истории с ударом НАТО по Белграду
Общество
Защита «крабового короля» Кана обжаловала приговор по делу об убийстве
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Мир
Фанаты Билли Айлиш раскритиковали стоимость билетов на концерты
Мир
ЦАХАЛ подтвердила взятие под контроль КПП на границе Рафаха с Египтом
Мир
Обвинение потребовало по 27 лет тюрьмы виновным в аварии на фуникулере в Турции
Страна
Ветеран ВОВ пожертвовал 100 тыс. рублей бойцам СВО
Общество
Мартынова в последнем слове просила суд не разлучать ее с дочерью
Политика
Путин принес присягу на церемонии инаугурации в Кремле и вступил в должность президента
Мир
В Киргизии волонтеры «Бессмертного полка» взошли на пик имени Путина
Мир
Писавший письмо Путину школьник из Австрии пожелал ему здоровья
Мир
В Босфоре приостановили движение судов из-за севшего на мель сухогруза
Общество
В Москве в ночь на 7 мая выпал снег

Дорога Победы

Вечером 5 февраля 1943 года с Большой земли в Ленинград отправился поезд с продовольствием. И хотя до Финляндского вокзала он добрался небыстро - только утром 7 февраля, его встречали ликующие жители. Это был первый поезд, пришедший в город после прорыва блокады! По традиции в эти дни ветераны-железнодорожники проедут этой дорогой до Ладожского озера, у обелиска "Стальной путь" вспомнят всех, кто строил и обслуживал железную Дорогу Победы. Почтут память погибших, поблагодарят ветеранов за их героическую службу и труд!
0
По традиции ветераны-железнодорожники навестят в эти дни в Петрокрепости паровоз, работавший на Дороге Победы
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Вечером 5 февраля 1943 года с Большой земли в Ленинград отправился поезд с продовольствием. И хотя до Финляндского вокзала он добрался небыстро - только утром 7 февраля, его встречали ликующие жители. Это был первый поезд, пришедший в город после прорыва блокады! По традиции в эти дни ветераны-железнодорожники проедут этой дорогой до Ладожского озера, у обелиска "Стальной путь" вспомнят всех, кто строил и обслуживал железную Дорогу Победы. Почтут память погибших, поблагодарят ветеранов за их героическую службу и труд!

- Самый счастливый день за годы войны, конечно же, день прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года! Люди, даже незнакомые, обнимались, у всех слезы на глазах. А мы, девчонки-железнодорожницы, смеялись, целовались, даже кувыркались, - рассказывает Валентина Львовна Петрова. Ей веришь безоговорочно, потому что, если б не палочка, она и сейчас, наверное, отметила бы памятную дату кувырком: несмотря на годы - бодра, оптимистична. Как будто нет у нее за спиной большой и непростой жизни: 49 лет железнодорожного стажа да еще 4 года войны… Ее самый счастливый день - 18 января, хотя самое тяжелое военное время для Валентины Львовны наступило после дня прорыва блокады.

33 километра пути за 18 дней

В январе 43-го войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились, блокада Ленинграда была прорвана. В ожесточенных боях наши войска отбили у врага полоску земли вдоль Ладожского озера. Но враг еще стоял в непосредственной близости от города, продолжались бомбежки и обстрелы, по-прежнему остро не хватало продовольствия. Помочь городу можно было, только проложив сухопутную дорогу в Ленинград, конечно, железную, как самую производительную.

Трассу будущего железнодорожного пути прочертили по южному побережью Ладожского озера - от станции Шлиссельбург до платформы Поляны на Волховстроевской линии. Протяженность новой железнодорожной ветки - 33 километра. Стройка получила название "Строительство № 400", возглавил ее начальник Управления военно-восстановительных работ-2 Иван Георгиевич Зубков. Сроки военного времени были самые жесткие. Чтобы обеспечить скорейший ввод новой ветки, строители отступали от технических требований мирного времени: на большей части пути отсутствовали два основных элемента нормального рельсового пути - земляное полотно и балластная призма, шпалы и рельсы укладывали прямо на снег.

В результате самоотверженного труда строителей путь от Шлиссельбурга до Полян был проложен уже через 18 дней после прорыва блокады Ленинграда. Таких сроков, наверное, не знает ни одно железнодорожное строительство в мире! И 5 февраля в 17 часов 43 минуты со станции Волховстрой в Ленинград отправился поезд с продовольствием, в нем вместе с другими продуктами везли, например, 800 килограмм сливочного масла. Состав вела паровозная бригада во главе со старшим машинистом Иваном Пироженко - победителем социалистического соревнования, организованного за две недели до этого под девизом "За право вести первый поезд с Большой земли в Ленинград".

Шлиссельбургская магистраль вступила в строй. Вслед за Дорогой жизни, проходившей по Ладожскому озеру, блокадный Ленинград соединила с Большой землей первая сухопутная железнодорожная трасса, которую народ позднее назвал Дорога Победы. Ведь именно ей предстояло стать тем транспортным коридором, благодаря перевозкам по которому продовольствия, военной техники, частей Красной армии готовился окончательный разгром врага под Ленинградом. Каждый рейс равен подвигу Но пока Дорога Победы больше походила на коридор смерти.

Каждый рейс по ней был равен подвигу

Магистраль, проходившая совсем рядом с передовой, просматривалась противником. Артобстрелы, бомбардировки только за один год 1200 раз разрушали железнодорожный путь, линии связи. Более 200 железнодорожников отдали здесь жизнь за освобождение родного города.

Поезда пропускали по линии только ночью, успевали пройти по три поезда в одну и в другую сторону. Для блокадного города этого было очень мало. Тогда придумали односторонний караванный способ движения - целую ночь составы шли в хвост - друг за другом в одном направлении. На следующую ночь - в обратном. Чтобы при такой интенсивности движения не происходило столкновений поездов, решили создать на трассе простейшие сигнальные посты полевого типа.

Система получила название "живая блокировка" (в отличие от автоматической, создание которой требовало больших затрат времени). В 2-3 километрах друг от друга устанавливались посты - столбы с телефонными аппаратами. Около каждого столба оборудовали "светофор" - фонарь с керосиновой лампой внутри и с красным и зеленым стеклами. Человек, обслуживающий пост, поворачивал фонарь красным или зеленым стеклом навстречу подходящему поезду. Поскольку по своим функциям они заменяли светофоры, этих работников называли "живыми светофорами".

- Нам вырыли землянки, и мы жили в ней по двое - те, кто обслуживал пост. Дежурили посменно, стояли и поворачивали фонари. Сколько обстрелов было, сколько бомбежек! Фашистские самолеты летели бомбить и обстреливать Ленинград эскадрильями. Иногда от этого строя отделялся истребитель, заходил над железной дорогой и обстреливал нас. Никогда не забуду: однажды даже видела летчика-немца, настолько низко он летел над дорогой. При приближении самолета я спряталась у дороги, а сама смотрю на кабину самолета и в окне вижу: морда красная, злая, зубы крупные... Но, вообще-то, мы не боялись. Не было такой привычки. Когда снаряды летели, мы уже по звуку определяли: эти мимо нас, - вспоминает без всякой обиды на тяжелые времена Валентина Воронова (ныне Петрова) - "живой светофор" 1943 года, обслуживающая, как написано в ее военном билете, "живой пост № 29". То есть 29-й километр пути.

- А подружка моя, Тамара Тихонова, была "живым светофором" на 25-м километре, - продолжает рассказ Валентина Львовна. - Мы с ней по телефону связывались: обязательно надо было сообщать на соседний пост о приближении поезда. Составов проходило много: с орудиями, продовольствием, часто с солдатами - со свежими полками на передовую, а обратно - с ранеными.

В победе не сомневались ни на миг

Организация движения караванным способом, обеспечение проезда с помощью "живой блокировки" сразу дали результат: теперь за одну ночь по Шлиссельбургской трассе успевали проходить в одну сторону по 16-20, а то и по 25 поездов. Позже, когда сумели все же оборудовать путь автоблокировкой, то есть уже автоматическими светофорами, интенсивность движения еще больше возросла - пропускали до 35 составов в сутки. Летом - с 7 июня 1943-го - открыли и пассажирское движение. К товарным составам прицепляли два пассажирских вагона назначением до Москвы. После Шлиссельбургской ветки эти вагоны прицепляли уже к поездам, идущим в столицу. Дорога функционировала в полную силу.

- Годы войны - годы нашей молодости. И вспоминаются не тяжелый труд и трагедии, которые, конечно, случались, не бомбежки и артобстрелы. Больше помнится то, какие люди хорошие были вокруг, как помогали друг другу, как радовались мы нашим победам. И ведь ни на один миг не сомневались, что врага разгромим, что победа все равно будет за нами. Мы были совсем девчонками, ходили, в чем выдавали, но все равно хотелось себя как-то украсить: бантик прицепить или сапожки подо- гнуть. Иногда и на танцы бегали. Но отношения тогда строились как-то по-человечески, без пошлости всякой. Служба на 29-м посту Дороги Победы (а тогда я была военнообязанной, у меня и военный билет есть) дорога еще тем, что там я познакомилась со своим будущим мужем, их артиллерийская часть стояла неподалеку от нашего поста. Представляете, после войны он меня разыскал. И мы поженились, троих замечательных детей вырастили. А теперь у меня уже правнучка в университете учится. Так что на жизнь не обижаюсь, она у меня очень хорошая - была и есть, - убеждена железнодорожница, ветеран войны и труда Валентина Львовна Петрова.

Шлиссельбургская Дорога Победы действовала больше года: с 7 февраля 1943-го до 10 марта 1944-го. За это время Ленинград получил через нее 150 тысяч вагонов с продовольствием, оружием, боеприпасами. По ней провели 6000 поездов. Это помогло обеспечить окончательный разгром врага. 27 января 1944-го над городом расцвели огни салюта - беспримерная трагическая и героическая 900-дневная блокада Ленинграда была полностью снята!
Комментарии
Прямой эфир