Трудное наследство

И не только потому, что увенчался отменой нескольких одиозных проектов после отставки Юрия Лужкова. Еще до того, как мэр Москвы "утратил доверие" президента, общественность продемонстрировала способность отстаивать свое право на сохранение наследия для потомков.
Начинался год тяжело. Сырой Генплан шел на второе чтение еще до новогодних праздников, но в последний момент федеральный законодатель дал отсрочку. В конце декабря пострадали от огня палаты Гурьевых. Через три дня комиссия Владимира Ресина рекомендовала Юрию Лужкову исключить их из списка памятников - вместе с домом Быкова и типографией Лисицкого, горевшими ранее, вместе с Расстрельным домом на Никольской. Комиссия немедля получила прозвание "расстрельной". Тогда же энтузиасты проникли в "Детский Мир" и обнаружили там разгром. В самый Новый год начался снос техникума на Хитровской площади ради восьмиэтажного строительства "ДОН-Строя". 3 января сгорела дача Муромцева с народным музеем в ней...
Митинг 7 февраля, первый в истории московского охранного движения, собрал более 750 человек. Насильственное выселение защитников дачи Муромцева 7 марта сплотило протестную часть движения. Иск о бездействии правительства Москвы в отношении палат Гурьевых был впервые принят судом, и вскоре Москомнаследие пообещало сохранить памятник. Полномочия "расстрельной" комиссии были сокращены (в июле ее упразднят). В конце апреля отозван первоначальный проект комплекса "Пять столиц" в Кадашах и предложен эскиз нового.
Желание инвестора "Пяти столиц" спешно зачистить площадку под новый, неутвержденный проект породило главное противостояние года. К концу мая под стенами храма Воскресения Христова в Кадашах собрались все флаги: от леваков до казаков. Люди нашли в себе силы отстаивать даже не памятники, а принципы, порядок градостроительной деятельности в Москве. Блокада переулков, стычки с ЧОПом, вооруженным черенками от лопат, штурм ворот - и победа, подтвержденная Генеральной прокуратурой.
В конце июля, в чаду лесных пожаров, кадашевские победители тщетно противостояли сносу усадьбы Алексеевых на улице Бахрушина. Поражение было морально тяжелым, но его удалось конвертировать в информационную победу над тогдашним правительством Москвы. Новый раунд уличного противостояния в августе - начале сентября позволил остановить незаконные сносы в усадьбе Волконских на Тверском бульваре и в 6-м Ростовском переулке.
Головокружительные события осени запомнятся навсегда. Тема сохранения наследия вышла на второе место в рейтингах московских проблем, составленных по случаю отставки Лужкова. Строительство безобразного депозитария Музеев Кремля закончилось не начавшись. Со словами "хочется, но по закону нельзя" отменено перекрытие Провиантских складов. Вздрогнул церетелиевский Петр. На Пушкинской площади снято ограждение строительной площадки. Врио мэра Владимир Ресин пригласил градозащитников на Тверскую, 13. В день назначения нового мэра приостано лено строительство большой сцены "Геликона" в усадьбе Шаховских. Сергей Собянин раскритиковал как "градостроительную ошибку" Москва-Сити, обещал корректировку Генплана и отменил застройку Хитровской площади. С помощью мэрии общественники предотвратили снос дома Шухова на заводе Бари в Симоновой слободе. Отменено постановление Лужкова о сносе "заявленного" памятника - доходного дома на Бутырской улице, 73.
Под конец года структурно, увы, ничего не изменилось. Общественность по-прежнему стоит под окнами и за дверями комитетов и комиссий. Инвесторское и строительное лобби перестраивают ряды. Федеральный закон о наследии внезапно атакован поправками депутатов Плескачевского и Давитиашвили, предложивших легализовать реконструкцию памятников и упростить порядок их снятия с охраны. Несколько городов вышли на митинги. Казань, Ярославль и Пермь присоединились к Москве и Петербургу. Плескачевский отбит, а Давитиашвили пока нет.
На этом фоне ждут решения своей судьбы две жертвы реконструкций и манипуляций с охранным статусом - усадьба Шаховских и "Детский Мир". Правительство Москвы готово пересматривать предмет охраны "Детского Мира", а значит, и проект приспособления магазина.
Вокруг усадьбы Шаховских кипят театральные страсти. Руководство "Геликон-Оперы" ссылается на старые согласования и на обычную для последних 20 лет манипуляцию с охранным статусом, утверждая, что усадьба вовсе не памятник. Градозащитники привыкли противостоять десяткам подобных согласований и манипуляций, но все еще удивляются участию в этих процессах "деятелей культуры". Деятели просят делать для них исключения из охранного законодательства. Тем временем авторы проекта отстаивают "лужковское" право архитектора на творческое вторжение в тело памятника.
Правительство России наградило автора "Известий"
Писатель и один из координаторов движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин стал лауреатом премии правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры. Премию получили 60 человек - полный список имен приводится в распоряжении, опубликованном на сайте правительства в понедельник, 27 декабря. Среди награжденных - дирижеры Сергей Скрипка и Владимир Спиваков, актеры Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. Поэта Андрея Вознесенского посмертно отметили премией за книгу "Тьмать".