Вокзальный ресторан

Мэр Москвы распорядился остановить строительство торговых комплексов в центре города. В мэрии не уточняют, о каких проектах идет речь, но уже известно, что торговли не будет под Пушкинской площадью. Также скорее всего будут пересмотрены проекты уже начатых строек на площадях у Павелецкого и Белорусского вокзалов. О последнем хотелось бы сказать особо. По сведениям "Известий", незадолго до смены власти в Москве архитекторы "Моспроекта-2" получили техническое задание на увеличение объемов торгового центра на площади Тверская Застава.
На фоне отставки Лужкова самой жесткой критике подверглось именно коммерческое строительство на привокзальных площадях. Да и задолго до этого любому здравомыслящему человеку было ясно, что нагружать вокзальные площади коммерцией - безумие. Что автомобильное и пешеходное движение к вокзалу и от вокзала не должно осложняться движением к торговому центру и от него. Что парковки на таких площадях должны быть городскими, а не коммерческими. Что площади не должны забиваться новым наземным строительством, как это случилось перед Курским и Киевским вокзалами.
Однако площадь Белорусского вокзала все еще подлежит коммерческому освоению. Большая часть проектируемых паркингов должна обслуживать не Белорусский вокзал, а подземного инвестора. Казалось бы, новые веяния должны смести этот проект с начальственных столов. Но, по сведениям "Известий", незадолго до смены власти в Москве архитекторы "Моспроекта-2" получили техническое задание на увеличение объемов торгового центра.
Называть торговый центр исключительно подземным означает говорить неправду. Вместе с петлей развязки, уничтожающей Тверской виадук, внутри этой петли, в самом центре площади, проектируется стеклянный цилиндр в несколько этажей. Официально цилиндр называется световым фонарем подземных помещений. В действительности больше половины "фонаря" отводится ресторану, без которого инвестор считает проект нерентабельным. Ресторан с видом на Никольскую старообрядческую церковь, разумеется.
Других видов на церковь, кроме как из ресторана, у москвичей не останется. Уже сегодня церковь смотрится на фоне стеклянных небоскребов, но хотя бы смотрится. Теперь предлагается построить стеклянный объем перед церковью. В главных ракурсах, от дверей Белорусского вокзала, церковь будет заслонена полностью, за исключением венчающих частей.
Как это возможно, если есть законы? Охранная зона Никольской церкви сокращена при Лужкове таким образом, чтобы возвести пресловутые небоскребы. А сегодня карта режимов и регламентов для площади Тверской заставы выглядит как дырявый сыр. Вот ничем не обремененная дырка для цилиндрического ресторана; вот пустота на месте Тверского виадука...
Все понимают, что Тверской виадук, выдающийся памятник Серебряного века, идет под нож бульдозера. Он умышленно не получил охранный статус. По мнению дорожников, он недостаточно широк, для железнодорожников он недостаточно высок. Тем временем эксперты-транспортники в голос кричат, что надо менять концепцию Большой Ленинградки. И не только ради сохранения виадука. Если коротко, бессветофорная магистраль, то есть по сути хайвей, не может существовать в центре города, если она не поднята над поверхностью, а связана со старой уличной сетью. Она не может, далее, упираться в т-образный перекресток перед Кремлем. Тверская улица без светофоров превратится в одну сплошную пробку в направлении центра. А туннель под Пушкинской - в одну сплошную пробку в двух направлениях, к Никитским и Петровским воротам Бульварного кольца.