Транспорт свяжут в единую сеть
Судьба старейшего в Москве трамвайного депо им. Апакова (в прошлом году отметившего столетие) решится в течение месяца. Об этом в ходе субботнего объезда заявил мэр Сергей Собянин. Будущее трамвайного транспорта в целом радужное: город отремонтирует пути и запустит новые линии для скоростного движения - в том числе и за МКАД. В частности, в Балашиху и Жулебино.
Апаковское депо на Шаболовке, в Центральном округе Москвы (отсюда ходит знаменитая "Аннушка"), - образец промышленной архитектуры начала XX века - ждет реконструкцию еще с 1970-х годов. В 1999 году мэрия решила снести депо и возвести на его месте целый квартал: жилье, офисы, развлекательный центр - общей площадью порядка 130 тыс. кв.м. Однако избранный столичным руководством инвестор так и не приступил к работам.
- Необходимо наводить порядок со схемой размещения трамвайных депо, - резюмировал Собянин. - И определиться, будем ли мы объект на Шаболовке реконструировать или все-таки куда-то переводить. Решение нужно принять в течение месяца.
Собянина сопровождал начальник Мосгортранса - сорокалетний Петр Иванов. В его ведении все виды наземного муниципального общественного транспорта. Он заметил, что в городе много старых трамвайных путей, которые требуют реконструкции. По его словам, ремонт одного километра путей обойдется бюджету в 37-60 миллионов рублей. 127 километров нужно поменять как можно скорее.
- Это будет примерно шесть миллиардов рублей, - прикинул Собянин. - Для города вполне посильная сумма. Трамваи - социально важный и экологический транспорт. Мы это направление будем развивать.
Петр Иванов тут же подсказал направления развития: проложить пути для скоростного трамвая по шоссе Энтузиастов в Балашиху, от платформы Лианозово в поселок Северный, по Рязанскому проспекту в замкадовский район Жулебино (жулебинцам вообще-то в 2012 году обещали нормальное метро.) Давно в работе находится и проект скоростного трамвайного движения из Щукина в Строгино.
Напомним, что средняя скорость поезда в московском метро - около 40 км/ч. Экспериментальные трамвайные составы, которые сейчас разрабатываются, в частности, в Санкт-Петербурге, могут развивать скорость до 80 км/ч. То есть такой трамвай, чтобы выдержать скоростной режим, не должен стоять на светофорах. Значит, помимо отдельных путей ему еще нужны тоннели или эстакады. А это дорого. Тем не менее Сергей Собянин назвал скоростные трамваи "одним из приоритетных направлений развития транспорта" и заявил о необходимости привлечения инвесторов.
После трамвайного парка делегация посетила 5-й автобусный парк в 3-м Силикатном проезде. Этому предприятию в следующем году стукнет 60.
- Парк требует серьезных изменений и реконструкции, - сказал мэр после беглого осмотра. - Тут разномастные автобусы всех видов и сортов. Это повышает расценки на эксплуатацию, удорожает закупку - приходится приобретать разные автобусы маленькими партиями.
ГУП "Мосгортранс" в целом произвел не лучшее впечатление на мэра.
- У предприятия масса расходов, которые не связаны непосредственно с организацией работы общественного транспорта, - сказал он. - Начиная с капремонта и заканчивая чуть ли не строительством автобусов. Все это влияет на тарифы. Экономика предприятия больше похожа на какой-то собес. Около 60% дохода уходит на компенсацию за оплату проезда льготников. Это не значит, что мы должны отменить льготный проезд, но разобраться с этим необходимо.
Особенно мэра удивило отсутствие в городе общей схемы по развитию общественного транспорта. То есть неизвестно, как стыкуются между собой маршруты трамваев, автобусов и троллейбусов и не дублируют ли они друг друга.
- Наверное, Москва - единственный в мире крупный город, который существует без такой схемы, - поразился мэр, поручив транспортникам в течение месяца ее разработать. - На сегодняшний день наш общественный транспорт не конкурентоспособный. Неудивительно, что москвичи отдают предпочтение легковым машинам и пользуются услугами частных перевозчиков.
Также Собянин поручил оперативно создать программу реанимации Мосгортранса. Речь идет об обновлении подвижного состава и оптимизации расходов. Предложение отставленного на днях и.о. главы департамента транспорта и связи Василия Кичеджи о выставлении на торги трамвайных и троллейбусных маршрутов Мосгортранса, возможно, сочли слишком радикальным. Оптимизировать расходы главному московскому перевозчику должна помочь проверка Счетной палаты РФ и Контрольно-счетной палаты Москвы. Напомним, что инициированная Сергеем Собяниным проверка этого предприятия, а также метрополитена и ряда городских департаментов идет с 15 ноября.