Стрелять из пушек, пускать ракеты, жечь смолу в бочках

Русь, даже уже крещеная, встречала Новый год в начале весны. С ХII века празднества стали устраивать 1 сентября, после сбора урожая. В ХVI веке в Москве, как и во всей стране, встреча Нового года происходила, как и сейчас, ночью. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки - и сразу же бил большой колокол на Иване Великом. Приехавшие праздновать в Москву отправлялись в Кремль, на Соборную площадь, на гулянья. А Петр Первый научил москвичей еще и "зажигать".
Последний раз осенний Новый год отпраздновали 1 сентября 1698 года. 1700 год, знаменующий начало нового века, встречали уже зимой. Указом Петра Первого, который царский дьяк зачитал 15 декабря 1699 года на Красной площади при большом стечении народа, было приказано считать началом года 1 января. В честь 1700 года на Красной площади назначались "огненные потехи", то есть фейерверки, велено было по дворам стрелять из пушек и мушкетов, пускать ракеты. С 1 по 7 января столичным обывателям приказано было по ночам "по улицам большим, где пристойно" зажигать огни из дров, хвороста или соломы, жечь смолу в бочках, в общем, поддерживать праздничную иллюминацию как только возможно. Сам царь первый пустил ракету, возвестившую о наступлении нового года. И пошла по городу потеха - фейерверки, пальба из пушек.
Москва с тех пор зажигает как может. Главная примета новогодних празднований в Белокаменной и сегодня - пальба и фейерверки. Страсть к забавам погорячее бенгальских огней и хлопушек, похоже, у москвичей в крови. В начале ХХI века московским властям пришлось даже жестко ограничивать места, где горожанам дозволено использовать пиротехнику. И все равно в прошлую новогоднюю ночь в больницы с сильными травмами угодило около десяти пострадавших от петард и фейерверков.
Все тот же Петр Первый повелел москвичам украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином Дворе. Правда, украшенная елка стала атрибутом празднеств позже, примерно век спустя, благодаря Шарлотте Прусской (известной в России как Александра Федоровна), венценосной супруге царя Николая Первого. Сначала она в Новый год украшала дворцовые апартаменты еловыми ветками, как делали в ее родной Пруссии. На эти зеленые веточки вешались новогодние подарки для членов семьи. А когда дары перестали умещаться, вместо веточек поставили целое живое дерево. Хотя в наши дни - в русле нынешних экологических веяний - многие предпочитают искусственные елки.
Кстати, самая именитая "живая" новогодняя ель России - та, которую устанавливают на Соборной площади Кремля и украшают гирляндами в цвет российского флага длиной около километра (чтобы ее провезти, "распечатывают" Спасские ворота, которые открывают только раз в четыре года ради инаугурации президента России), тоже, случалось, превращалась в неживую. Традиция украшать главную площадь в Кремле живой елкой установилась еще в дореволюционные времена: до 1917-го она появлялась там тогда, когда члены царской семьи праздновали здесь наступление Нового года (бывало это нечасто, например, при последнем русском царе Николае Втором - всего два раза).
Возродил традицию в 1996 году президент Борис Ельцин. Первую пятилетку - с 1996 по 2001 год - ель неизменно была живой. Но потом зимы пошли суровые, а при низкой температуре ель становится хрупкой и перевозке не подлежит. Так что приходилось заменять натуральных красавиц искусственными. Правда, четыре года назад погода опять смилостивилась, и это позволило вернуть в Кремль живую елку.
А вот первый в Москве массовый детский праздник под названием "Новогодняя елка", на который пригласили столичных школьников, прошел не в Кремле (при Сталине цитадель государственности была закрыта для посещений), а в Колонном зале Дома союзов в 1935 году. Там устроили "Зал Арктики" (тогда все следили за покорением Арктики, а имена летчиков-полярников были на слуху у каждого ребенка), привезли зверей из зоопарка, организовали аттракционы.
1935-й Новый год Москва отмечала с особым настроением, ведь праздник несколько лет был под запретом. Ни украшенных елок, ни иллюминации ни в Кремле, ни в столице, как и во всей стране, не было с 1927-го - советская власть заклеймила обычай как религиозный, но, к счастью, скоро опомнилась.
Правда, детские новогодние представления все равно больше напоминали политинформации. Никого не удивляли Дед Мороз со Снегуркой, распевающие вместе с малышами: "В дружный круг у елки станем/ И споем со всей страной:/ Славься наш великий Сталин!, Славься Сталин наш родной".
С конца 1930-х столица выкладывалась на Новый год как могла. Исключением оказались разве что военные годы - когда город бомбили немцы, было не до иллюминации. Зато наверстали после войны: детям раздавали сытные подарки, детдомам по всей России под Новый год все, кто мог, присылали новую одежду и книги. Во дворцах пионеров воздвигались трехметровые елки, все зимние каникулы дети веселились на новогодних представлениях. В московских дворах заливались горки.
Закончилась война, и в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького и на Манежной площади опять стали устанавливать две самые большие в Москве елки. В Колонном зале Дома союзов 1 января устраивались балы-карнавалы для отличников учебы.
Впрочем, в сравнении с довольно скудными советскими временами нынешняя декабрьская столица, конечно, разительно изменилась. Что неудивительно - на предновогоднее оформление города в последние годы уходит в среднем по 200 миллионов рублей. Турфирмы стали неплохо зарабатывать на Москве новогодней, забирая приезжих прямо с вокзалов и доставляя к центрам праздничного оформления, где все сверкает и слепит глаза.
На улицах и площадях устанавливают огромные искусственные ели. Теперь их украшают с особой изобретательностью: например, в русском стиле - с "гжелью" и макетами народных инструментов. В Северо-Восточном округе в последние годы можно было любоваться елкой "Останкинская" с намеком на телебашню и космос, в Северном округе рядом с Ледовым дворцом - на "Спортивную", на северо-западе - на "Авиационную". Последняя новинка - зимняя подсветка городских фонтанов с эффектом бегущей воды - так называемые "зимние фонтаны".
Как подобрел Мороз
Непременная деталь нынешних столичных празднеств - встреча прибывающего в Москву из Великого Устюга примерно за неделю до Нового года Деда Мороза, у которого имеется собственная резиденция в парке "Кузьминки". Кстати, в привычном облике Дед Мороз появился в России лишь в 1840-м, в рассказе князя и писателя Владимира Одоевского "Мороз Иванович" - литературной обработке народной сказки "Морозко". Главный герой представал в ней старцем, способным заморозить своим посохом все живое. А мешок его предназначался поначалу вовсе не для подарков, а, напротив, для подношений суровому деду, угрожавшему своим посохом непослушным. Подобрел дед лишь к началу ХХ века, во многом с помощью известной песенки про елочку. Нынешним именем он тоже обзавелся не сразу - прежде дедушка был известен под именем Рождественского деда и Святого Николая. А заглядывать "живьем" на детские праздники он начал только с 1910 года.
Главная елка
Новогоднюю елку в Кремле впервые организовали в 1954 году. Тогда еще не был построен Дворец съездов, и праздничный спектакль прошел в Государственном Кремлевском дворце, в наше время доступном только для высшей политической элиты. В те времена на елку в Кремле съезжалось множество детей со всего Советского Союза. В 1954-м главную елку установили прямо в Георгиевском зале, где в наши дни вручают высшие государственные награды России. В 1961-м, когда на территории Кремля вырос Дворец съездов, новогодние елки переместились туда. С тех пор многое изменилось, но елка в Кремле осталась неизменной. Три зала - Зрительный, Гербовый и Паркетный, в которых идет представление, проводятся конкурсы и аттракционы, пять тысяч приглашенных, спецэффекты, в которых задействовано специальное звуковое и светотехническое оборудование Дворца съездов, - все это делает кремлевскую елку уникальной.