Сто десять лет с матрешкой
23 октября русская матрешка отметит 110-летний юбилей. Конечно, она гораздо старше этих лет, но даже примерную дату ее рождения никто не знает. Поэтому принято за начало отсчета брать прошедшую в 1900 году Всемирную парижскую выставку, где наша матрешка получила бронзовую медаль и мировую славу.
Много где в России делают матрешки, но Нижегородская область закрепила за собой авторские права на две самые популярные - семеновскую и полхов-майданскую. Хотя вообще-то первая матрешка для той самой Парижской выставки была выточена в Сергиевом Посаде и до сих пор именуется загорской, но именно нижегородские, как считается, деревенские разухабистые матрешки в противовес загорской - "городской" - сделали эту куклу такой по-настоящему популярной.
Изготовление деревянной куклы в Полхов-Майдане сохранилось только у частных мастеров, в то время как в Семенове в начале 90-х развалиться заводскому производству не дали. Под свою опеку его взяла фабрика "Хохломская роспись". На производстве здесь сейчас занято более восьмидесяти человек. В год фабрика выпускает порядка 200 тысяч матрешек.
- Все произведенные нами в прошлом году матрешки тянут на 30 миллионов рублей, - говорит Геннадий Здоров, заведующий производством фабрики.
За сто лет технологии производства матрешки почти не изменились, разве что токарные станки теперь работают от электричества.
Главная премудрость - во влажности древесины: верх матрешки обязательно вытачивается из более влажной, низ - из сухой. Делается это для того, чтобы получился крепкий замок - верхняя часть в процессе сушки усаживается по размерам нижней.
Токарь Александр Смирнов берет в руки длинный круглый липовый чурбак и за считанные секунды вытачивает верхнюю часть матрешки, а потом так же быстро нижнюю. Как говорят на фабрике, Смирнов - рекордсмен: матрешек первого номера - "малышек" - он вытачивал и по три тысячи штук за смену, четвертых и третьих номеров - по тысяче штук. До седьмого номера они целиком изготавливаются на станке, "семерок" и выше специальными ножами режет мастер.
От токарных станков матрешки отправляются на шлифовку. "Малышню" помещают в специальные галтовочные барабаны, где они битый час крутятся вперемешку с наждачной бумагой, разъемных матрешек шкурят вручную. Потом куклы проходят трехдневное "оглаживание" - сотрудницы-грунтовщицы обмазывают каждую заготовку картофельным крахмалом, смешанным со специальной клеевой эмульсией. Действие завораживающее: выполняется исключительно голыми руками, и от белой массы руки у женщин призрачно-белые. Одна и та же заготовка "втирание" получает три дня подряд. И только потом отправляется к художницам.
У художниц существует разделение труда: контурщицы рисуют пером контуры лица и одежды деревянной куклы, крыльщицы раскрашивают платочек и сарафан, цветочницы украшают матрешкину одежду цветами.
Я долго наблюдаю, как из-под рук художницы-контурщицы на белых болванках возникают курносые матрешкины лица - одно, второе, десятое, пятнадцатое...
- Они вам по ночам не снятся? Ведь восемь часов подряд...
- А потом еще до часу ночи дома, - вздыхает мастерица. - Приходится работу брать на дом, чтобы побольше заработать, зарплаты нам давно не поднимали.
- Вот у вас сколько в магазине матрешка стоит? Ну, рублей триста, а мне за одну "семерку" платят около четырех рублей всего, - жалуется другая.
По финансовым соображениям в почете у художниц так называемая "нетрадиция" - матрешки с необычной одеждой и рисунками. За них платят больше. Хотя далеко не всегда их роспись более сложная. Когда действительно сложная - это уже авторская кукла, такие выпускаются штучно, и работает над матрешкой один художник от начала до конца. Например, недавно по спецзаказу здесь изготовили матрешку с лицом Никиты Михалкова и его нижегородского товарища - бывшего министра культуры Нижегородской области Владимира Седова. К круглым датам нередко заказывают матрешки с портретами юбиляров в богатых исторических костюмах. Стоят такие куклы уже не триста рублей, а тридцать тысяч.
- У нас главный дефицит - старое советское белье, - вдруг обескураживает меня художница Надежда Моисеева, показывая бурого цвета дырявую тряпицу.
Неотъемлемой частью рисунка традиционной матрешки являются завитки. Они наносятся на матрешку специальным штампиком, который женщины мастерят вручную из скатанного в плотный валик лоскутка ткани.
- Мы все перепробовали, но идет на этот валик только старое советское белье, ну помните, такие были комбинации, а еще нейлоновые рубашки и кримплен. - Мастерица по имени Надежда демонстрирует отличительные черты рисунка, сделанного "правильным" валиком, получается четкий и тонкий оттиск. - Так и приходится охотиться за любыми лоскутками. Бережем их, стираем, до дыр используем. Но вот последние запасы кончатся, и не знаю, что будем делать.
...Наконец по краске ложится тонкий слой лака, и матрешка готова.
- Весь ее производственный цикл - недели две с половиной, - говорит Геннадий Здоров. - Но этому предшествует целый год, ровно столько сушится липовая древесина.
С древесиной связана и основная проблема матрешечного производства - промысел в регионе был так широко развит, что липы в местных лесах почти не осталось. Приходится ввозить из соседних областей. Если так пойдет и дальше, то станет это простое дерево ценной породой. Правда, после летних лесных пожаров власти пообещали сажать в лесах не только хвойники, но и лиственные породы деревьев. Может быть, и вернется липа в нижегородские леса. А значит, и матрешечное производство без сырья не останется.