Пою по собственному желанию
В 1990 году оперная певица Мария Гулегина, не обретя признания на родине, уехала из СССР. И вернулась спустя годы - уже в другую страну и совсем в ином статусе. Теперь Гулегина входит в касту "абсолютных оперных див", и ее имя регулярно появляется на афишах лучших музыкальных театров планеты. На днях ее роскошное сопрано звучало в Санкт-Петербурге, со сцены Мариинского театра. В дуэте с замечательным эстонским пианистом Ивари Илия певица представила изысканную русско-итальянскую камерную программу. С Марией Гулегиной встретилась обозреватель "Известий" Мария Бабалова.
известия: Почему в последнее время в России вы выступаете только в Мариинском театре?
мария гулегина: Я люблю Петербург, и мне нравится сотрудничать с Мариинкой. В каждый приезд мне удается сделать что-то любопытное, как, например, нынешним летом на последнем фестивале "Звезды белых ночей". Тогда даже подготовка к премьере "Аттилы" Верди в чудовищную жару проходила с редким комфортом и уважением к певцам. Потрясающе: Валерий Гергиев понимает, что певцы важнее, чем режиссер. Это здорово. И очень правильно. Также этим летом в Мариинском мне удался, можно сказать, уникальный эксперимент. Я спела сольный концерт, программа которого была составлена по результатам интернет-голосования на официальном сайте театра и без всяких подтасовок. Получился сумасшедший концерт: Турандот, Норма, Татьяна... Но я выдержала испытание. В Москве у меня тоже скоро концерт - в мае 2011 года в Зале имени Чайковского с хором Владимира Минина. Они никогда не пели русские народные песни и решили пригласить кого-то, кто тоже их в жизни не пел. Мне такая идея очень понравилась.
и: В мае 2011 года - это "скоро"?
гулегина: Мои выступления расписаны на несколько лет вперед. Я к этому давно привыкла.
и: И сколько выступлений получается в сезон?
гулегина: Я всегда свою карьеру строила по принципу: что хочу, что могу, что мне интересно. Если я понимаю, что режиссер с придурью, типа: Лиза в "Пиковой даме" - это не Лиза, а Соня Мармеладова, я лучше возьму контракт на другую постановку, чтобы здоровье зазря не тратить. Если вижу, что запланировано шесть недель репетиций, сразу же говорю: "Спасибо за внимание, я побуду в другом месте". Это дурь полная! Я за шесть дней оперу могу выучить с листа. А зачем мне шесть недель? Я что, дебилка, умственно отсталая? Недели работы над постановкой для профессиональной команды исполнителей вполне достаточно.
и: Ультимативно, однако...
гулегина: Но ведь моя работа - это не бери лопату и копай. Моя задача - выйти на сцену и спеть, прожить красиво жизнь своей героини так, чтобы публика наслаждалась. К сожалению, сейчас публику натаскивают, как собаку Павлова, на условный рефлекс какого-то имени, раскрученного с помощью миллионов, а не таланта. И вряд ли публика знает, какая я - настоящая. Может, из-за того, что я пою всяких злодеек, люди думают: "Ну она и сама такая..."
и: Мягко говоря, с характером.
гулегина: Мой характер родился раньше меня. А уж любит меня тот или иной человек или ненавидит за что-то, пусть решает сам. Ненависть тоже очень сильное чувство. Страшнее всего безразличие.
и: Как вы думаете, почему вам не удалось состояться дома? Даже победить на самом важном конкурсе в стране - имени Чайковского.
гулегина: Не хочу даже об этом думать. До сих пор помню, что третья премия конкурса Чайковского была для меня полным провалом. Но именно этот провал дал мне осознание, что я всего должна добиваться сама. И добилась! А та певица, которой дали первую премию, как была домохозяйкой, так ею и осталась... Недавно мне вручили подарок от Владислава Пьявко - бусы Ирины Архиповой, которая как раз и была председателем жюри этого конкурса. Я была очень тронута и крайне удивлена... Жизнь все и всех расставляет по своим местам. Сегодня, на 27-м году карьеры, я могу позволить себе спеть очень многое.
и: Неужели за все это время вы ни разу не пели ничего против собственного желания?
гулегина: Только трижды за все эти годы я согласилась петь то, что мне было не по душе. Я сделала исключение ради Пласидо Доминго. Сначала он попросил меня спеть с ним в Covent Garden в "Федоре", потом в Metropolitan - "Слай" и "Сирано де Бержерак". Я очень уважаю Пласидо. Он сегодня звезда номер один, но никогда не позволяет себе пренебрежительного отношения к коллегам.
и: Пласидо Доминго с супругой в январе года были вашими гостями в Нью-Йорке на церемонии вашего венчания с Вячеславом Мкртычевым. Как вы познакомились с человеком, который является государственным тренером России по греко-римской борьбе?
гулегина: Нас друзья познакомили... До знакомства со мной Слава никогда не бывал в опере. И когда шел в первый раз на мой спектакль - "Тоску", больше всего боялся уснуть во время действия... Правда, с тех пор как мы поженились, он пропустил, может, пять моих спектаклей - не больше. Однажды, сидя в ложе и поддерживая светскую беседу с Аней Нетребко, он поинтересовался: "А вы будете петь Турандот?" Она улыбнулась: "Нет-нет, это только ваша жена поет".
и: Вы внесли личный вклад в увеличение армии меломанов...
гулегина: Для того чтобы человек зашел в театр, нужна какая-то приманка. Но не все же могут жениться на примадонне. Так что необходимо найти какую-то другую форму привлечения масс в оперу.
и: А вы когда-нибудь на соревнованиях по борьбе бывали?
гулегина: Нет пока. У меня график тяжелый. Да, честно сказать, я вообще не люблю, когда люди дерутся. Правда, Слава мне объяснил, что борьба - это не удары, а тактика. Но он рассказывал, что у него случались поединки, когда против него применяли и запрещенные приемы, в том числе болевые. Что мне нравится, он никогда не говорит: "Зато когда я вышел, так ему дал!" А только: "В следующем бою я уложил его по всем правилам". В этом весь Слава.
и: Как находят общий язык такие разные люди?
гулегина: У нас профессии разные. Но по сути Слава точно такой же, как я - сам всего добился.
и: Теперь вы переберетесь в Россию или ваша резиденция по-прежнему будет в Люксембурге?
гулегина: Пока я пою, буду делать только то, что правильно. У меня сын маленький. Он учится в Люксембурге, и я обязана сделать так, чтобы он жил счастливо в доме, где он родился, общался со своими друзьями, чтобы у него была рядом любимая бабушка. Там у него в школе пять языков, он на скрипке играет, на фортепиано начал, спортом занимается. Он уже европейский ребенок. Ломать его жизнь я не стану. Если бы я жила в Петербурге, то, конечно, отдала бы его в Капеллу имени Глинки. Потому что голос у него уникальный. Но я посмотрела пару эпизодов сериала "Школа" и подумала: "Ой-ой-ой, какое счастье, что мой сын далек от такой "школы"!"
Я - не блеф. Мне нет нужды раскручиваться, устраивать скандалы вокруг своего имени или светские выходы на публику. Я служу совсем другому. Я настоящая оперная певица
и: Бедный ребенок - ни минуты свободного времени...
гулегина: Зачем ребенку свободное время? Все каникулы - рождественские, пасхальные - он проводит со мной. С мамой, которая исполняет все его желания: развлечения, мороженое - завались...
и: Вы недавно стали поддерживать паралимпийское движение в России. С чем это связано?
гулегина: С тем, что каждый человек должен творить добро. Я в этом уверена. Если бы не моя мама и ее титанические усилия, я сама, наверное, окончила бы жизнь в кресле-коляске, так как родилась с серьезными дефектами. До двух лет мне не разрешалось вставать и ноги мне бинтовали специальными бинтами. Только в четыре года у меня появились первые девичьи туфельки, а до того я ходила в страшных ортопедических ботинках коричневого цвета. До сих пор помню, как над моей мамой соседи издевались: "Ой, мамаша вырядилась, а ребенку левый и правый ботинки перепутала". А я рыдала, орала как резаная, может, от этого и голос прорезался...
Я хочу приносить реальную пользу. Паралимпийцы - удивительные люди. Они не лежат на диване, не ноют, а идут и добиваются своих целей. Они, может, с ограниченными физическими возможностями, но с неограниченной силой духа. Это потрясающе. Все только бла-бла-бла, а русским паралимпийцам нужно помогать, в первую очередь потому, что у них нет ни страховок, ни достойной спонсорской поддержки, ничего...
и: В чем квинтэссенция вашего успеха?
гулегина: В том, что я - не блеф. Мне нет нужды раскручиваться, устраивать скандалы вокруг своего имени или светские выходы на публику. Я не крещу свою собачку и не дефилирую по красным дорожкам во взятых напрокат драгоценностях, в окружении бодигарда и под прицелом камер. Я служу совсем другому. Я настоящая оперная певица.