Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Объявленное Путиным перемирие в честь 80-й годовщины Победы вступило в силу
Происшествия
Средства ПВО отразили попытку еще пяти БПЛА атаковать Москву
Мир
Белоусов заявил о плане РФ и Абхазии сформировать общее пространство обороны
Мир
Мерц попросил представителей США не вмешиваться во внутреннюю политику ФРГ
Мир
СМИ сообщили об истощении запасов техники на складах НАТО из-за помощи Украине
Мир
Президент Эфиопии примет участие в параде Победы в Москве 9 мая
Мир
В Ватикане не смогли с первого раза избрать нового папу римского
Мир
Путин заявил об успешном развитии сотрудничества России и Китая в медиасфере
Мир
Адвокат Гуцул рассказал о возможном продлении домашнего ареста башкана
Мир
Путин назвал укрепление связей с Африкой одним из приоритетов внешней политики РФ
Мир
В посольстве РФ рассказали об участии Зеленского в саммите в Норвегии
Мир
США просили Украину принимать депортированных из страны мигрантов
Общество
В России хотят запретить продажу рамок для автономеров с нецензурными надписями
Мир
Венесуэла продолжает работать над присоединением к БРИКС
Происшествия
Силы ПВО уничтожили еще два летевших на Москву БПЛА
Происшествия
Губернатор Авдеев сообщил о падении БПЛА во Владимирской области
Мир
Фицо обвинил Эстонию в попытке сорвать его визит в Москву

Антракт на Большой Никитской

В минувшую субботу и.о. первого заместителя мэра Юрий Росляк распорядился приостановить строительство "Геликон-оперы" во дворе усадьбы Шаховских. В списке знаковых решений последних трех недель - по Боровицкой и Пушкинской площадям, Провиантским складам, палатам Гурьевых - решение по Шаховским самое трудное для городского правительства. Театр строится из московского бюджета, город и заказчик, и согласующая инстанция. А значит, несет сугубую ответственность за происходящее на Большой Никитской, 19
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

В минувшую субботу и.о. первого заместителя мэра Юрий Росляк распорядился приостановить строительство "Геликон-оперы" во дворе усадьбы Шаховских. В списке знаковых решений последних трех недель - по Боровицкой и Пушкинской площадям, Провиантским складам, палатам Гурьевых - решение по Шаховским самое трудное для городского правительства. Театр строится из московского бюджета, город и заказчик, и согласующая инстанция. А значит, несет сугубую ответственность за происходящее на Большой Никитской, 19.

Вся проблематика московской старины сходится в фокусе этой истории. Внимательным читателям нашей рубрики она известна в деталях, "Известия" за последние годы обращались к этому адресу неоднократно. Искусственное столкновение "двух культур" - театра и наследия; вторжение новой архитектуры в тело и на территорию памятника; манипуляции с предметом охраны и с самим охранным статусом; незаконные согласования; снос усадебных строений; уличный протест и критика СМИ; демагогический пиар или высокомерное молчание в ответ; гарантии ушедшего мэра на фоне прокурорских проверок...

Сопоставимо важным знаком стало решение Владимира Ресина отказаться от перекрытия двора Провиантских складов. На том же градсовете принималось решение по депозитарию кремлевских музеев; публика и СМИ ждали только этого решения, и прецедент Провиантских остался недооцененным. Между тем он куда важнеe. Уже приходилось говорить, что отказ от проекта депозитария - это "всего лишь" отказ от лужковского вкуса и от давления этого вкуса. Но нет иных гарантий от дурновкусия и его давления в будущем, чем гарантии закона. Отказ от нового строительства на Провиантских складах как раз и стал знаком возвращения к закону.

Мы годами говорили и писали, что капитальное строительство на территории памятников запрещено; что реконструкция (не путать с реставрацией) запрещена; что запрещена градостроительная деятельность. Таков язык закона. По-простому это означает, что архитектурному творчеству не место на памятнике, если это не реставрационное творчество. Что памятник есть завершенное творение, а не сырец для нового творения.

Технически это означает, что памятник и его территория относятся к ведению органов охраны наследия, а не к совместному ведению с архитектурными органами. В случае Москвы - к ведению Москомнаследия, а не Москомархитектуры. Само появление главного архитектора или подписанных им бумаг на памятнике старины есть знак тревоги.

Жертвами обратного представления пали Гостиный Двор, Петровский путевой дворец, "Царицыно" и разные другие "любимцы" Юрия Лужкова. Повсюду "оригинальные" архитекторы доминировали над архитекторами-реставраторами. Повсюду главный архитектор утверждал параметры, поскольку реставрация осложнялась новым строительством, на выходе получались новые высоты, квадраты и кубы. Прокуратура молчала, говорил Лужков. "Закон не догма, - говорил он, - а повод пофилософствовать". Лишь на последнем (первом без Лужкова) градсовете его команда согласилась: догма.

У обозревателя "Известий" было единственное очное столкновение с Лужковым, и как раз по Провиантским складам. На одном из градсоветов кто-то сравнил проект их перекрытия с перекрытием двора Хлебного дома в "Царицыно". "Что, разве плохо получилось?" - спросил Лужков у градсовета. "Плохо", - крикнул я из зала. "А народу нравится. Мы из-за вас одного архитектуру переделывать не будем". Чистое Зазеркалье! Простой ответ: "вот и не переделывайте", - пришел, что называется, уже на лестнице.

Лужков уйдет не скоро. Он поселился в головах экспертов, научившихся хватать правое ухо левой рукой. В зависимости от цены вопроса они родную мать проэкспертируют и не найдут в ней ценности. Это они обложили усадьбу Шаховских такими бумажками, что Юрий Росляк дал месяц на разбирательство. Кстати, на встрече с Владимиром Ресиным "Архнадзору" обещали, что тексты всех экспертиз появятся, наконец, на сайте Москомнаследия. Ждем.

Лужков поселился в головах архитекторов, способных "поправлять" Баженова и Казакова, Кваренги и Стасова. Академик Юрий Платонов, двадцать лет(!) мысленно перекрывавший Провиантские склады, растерянно говорил на градсовете, что потомки примут иное решение. Эту когорту возглавляет - в силу своего общественного положения, помноженного на убежденность, - президент Союза архитекторов России Андрей Боков, кстати, автор проекта "Геликон-опера". Избранный на пост недавно, Боков совпадает с уходящей эпохой. И в этом его драма.

Еще один знак: на днях "неназванный источник в мэрии" сообщил, что знаменитый Синодальный дом не будет отдан на съедение боковскому "Моспроекту-4". Что охранный статус памятника будет подтвержден. Та же канва событий: столкновение культур, консерватория против мемориальных квартир церковных композиторов, библиотека вместо жилой планировки. И, между прочим, та же улица - Большая Никитская.

Но вернемся к усадьбе Шаховских. Деньги отпущены и работают. Много снесено и что-то построено. Тем более знаковым станет окончательное решение. Разворот из такого положения - это не только разворот стройкомплекса. Это разворот умов.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности