Большой начал концертный сезон
Старт должен был дать один из самых знаменитых сегодня русских дирижеров - Владимир Юровский. Однако маэстро неожиданно заболел и в Москву не приехал. Театр не стал отменять вечер, с честью выйдя из ситуации.
Первым упавшее знамя подхватил только что занявший пост главного дирижера ГАБТа Василий Синайский. Главным номером, как и было задумано, остался "Пульчинелла" - музыка знаменитого балета Игоря Стравинского. Синайский широким, ясным жестом пытался стилистически тонко и максимально эмоционально вести за собой тяжелую оркестровую махину БТ. Получалось с переменным успехом. Может, и от того, что, выбравшись из оркестровой ямы на сцену, музыканты сильно напряглись. Да и солисты, певцы Молодежной программы - меццо Александра Кадурина, тенор Павел Колгатин, а также солист театра бас-баритон Николай Казанский очень старались, но заметно волновались. В итоге исполнение получилось нервным.
Во втором концерте Юровского заменил француз Бенжамен Пьоннье. И программа все же претерпела существенные изменения. Из афиши исчезла опера Александра Цемлинского "Карлик". В первом отделении вместо нее сначала прозвучала увертюра к опере Энгельберта Хумпердинка "Гензель и Гретель", некогда популярной, а сегодня забытой. А затем прелестная шведка Камилла Тиллинг исполнила пять песен из разных циклов Рихарда Штрауса для голоса с оркестром на различные тексты - от романтика Фридриха Клопштока до символиста Рихарда Демеля. И сделала она это очень умно и элегантно.
После антракта прозвучала опера Мориса Равеля "Дитя и волшебство". Заглавную партию исполнила иностранка - очаровательная Оливия Фермойлен из Голландии. Правда, роль свою она, к сожалению, явно не доучила. Остальные образы разобрали свои исполнители. Блеснули в маленьких, но очень трудных партиях две красавицы из Молодежной программы - Ульяна Алексюк и Александра Кадурина. Хороши были и штатные солисты Большого - Анна Аглатова, Леонид Виленский, Вячеслав Почапский. А также Ксения Вязникова из "Геликона", Евгений Поликанин из Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Изящную сказку о том, как однажды ночью все сломанные игрушки и обитатели сада ожили и объединились, чтобы проучить непослушного мальчугана, артисты разыграли с искренним азартом и юмором. Ведь их персонажи - это чайник, настенные часы, огонь, учебник арифметики, дерево, лягушка, стрекоза, соловей, кушетка, пастух и пастушка, сорванные с обоев. Певцам было весело, но нелегко - в течение 45 минут приходилось примерять на себя по три-четыре роли. Оркестр звучал мягко, стильно и красиво - на уровне лучших европейских коллективов.
Если бы Большой театр сделал из этой оперы Равеля полноценную постановку, то в его репертуаре наконец появился бы замечательный детский спектакль. И уже не было бы нужды пугать ребятню с утра пораньше "Иолантой" или "Золотым петушком".
Появление в Большом Владимира Юровского запланировано теперь только в ноябре 2011 года. Согласно контракту, он должен выступить в качестве дирижера-постановщика "Руслана и Людмилы" Глинки. Этот спектакль обещает стать первой оперной премьерой на реконструированной исторической сцене Большого.