Пустые выхлопы
14 сентября на заседании правительства Москвы обсуждали ход реализации амбициозной программы создания экологически чистого транспорта на территории города. Первые безвредные для атмосферы машины должны появиться на дорогах Москвы уже в 2011-2012 годах. А в перспективе весь общественный и грузовой транспорт в городе станет "чистым". Впрочем, эти обещания звучали уже не раз.
- Время, когда машины, не загрязняющие воздух, станут массовым явлением, не за горами, - говорит руководитель научно-технической программы "Создание экологически чистого транспорта нового типа" Анатолий Долголаптев. - В идеале они должны полностью заменить автомобили с двигателем внутреннего сгорания. ОАО "Корпорация "Компомаш", один из участников проекта, уже разработало ряд технологий. В частности, "экобус" - небольшой автобус, способный заменить обычные маршрутные такси. Также ведутся исследования по созданию безопасной водородной бортовой технологии, которая значительно повысит возможности электромобиля.
Если упростить сложные технологические нюансы, то экологически чистые машины можно разделить на три категории. Первая - электромобили - по сути, авто на батарейках. Приводится в движение одним или несколькими двигателями с питанием от аккумуляторов. Вторая категория - автомобиль с питанием от топливных элементов, в частности, от водорода. Третья - так называемые гибриды. Эти автомобили используют как бензин, так и электричество. Проще говоря, двигатель внутреннего сгорания используется только для "зарядки" аккумулятора. В движение автомобиль приводит электропривод.
Водород или гибрид?
У каждой технологии свои плюсы и минусы. Так, электромобиль не дает вредных выхлопов, прост в конструкции, меньше шумит. Да и бензин в России гораздо дороже электричества. В то же время пока не существует достаточно мощных аккумуляторов, позволяющих электромобилю на равных конкурировать с автомобилем по запасу хода. К тому же для них требуется специальная инфраструктура (станции подзарядки). Плюс проблема утилизации самих "батареек".
Автомобиль на водороде - в отличие от электромобиля - способен преодолевать большие дистанции. Однако водород дороже, чем традиционные источники топлива. К тому же у нас отсутствуют стандарты его хранения и транспортировки.
Гибриды - самые распространенные "чистые" автомобили в мире. Они очень экономичны за счет снижения объема и мощности двигателя и возможности движения только на электродвижках. Понижение расхода углеводородного топлива делает их значительно "чище" стандартных автомобилей. Из недостатков - гибриды имеют относительно большой вес, они сложнее и дороже традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Экобус по цене маршрутки
По словам директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексея Рахманова, совместно с вводом в эксплуатацию новых технологий нужно резко сокращать количество устаревших машин и обновлять автопарк города. Понятно, что речь прежде всего идет о муниципальном транспорте. Силком заставлять автолюбителей пересаживаться на гибриды никто не будет. Заменять в первую очередь будут автобусы малой, средней и большой вместимости, грузовики, мусоровозы, эвакуаторы. Словом, все то, что больше всего чадит и шумит. Участники заседания считают, что в первую очередь подобную технику нужно начать использовать в центре города, как в самом экологически неблагополучном округе столицы.
Точная стоимость проекта не называется, но известно, например, что 18-местный экобус будет стоить около 40-55 тысяч евро, что сопоставимо по стоимости с бензиновой маршруткой подобного уровня. А энергии на зарядку новых электромобилей, по словам Анатолия Долголаптева, более чем достаточно.
КАК ВАМ ЭТО?
Иван Блоков, эколог, директор по программам "Гринпис-Россия"
- Надеюсь, идея внедрения подобных технологий в городской трафик будет реализована. Ведь около 95% вредных веществ попадает в городской воздух из выхлопных труб автомобилей. Экологическая ситуация в Москве очень тяжелая. При этом измерение количества вредных веществ в воздухе проводится, скажем так, не самым добросовестным образом. К примеру, не замеряется уровень крайне опасных для здоровья мелкодисперсных частиц, которые попадают в атмосферу с автомобильными выхлопами. Это соединения углерода, свинца, фтора, серы и азота, их размеры - от 0,1 до 10 микрон. Такие частицы легко проникают в человеческий организм, а вывести их из него практически невозможно.
В других мировых столицах
В Нью-Йорке уже в 1910 году работало около 10 тысяч такси на электроприводах. Скорость движения таких машин была небольшой, всего 10-15 километров в час. Да и "зарядки" хватало ненадолго. Но недостатки компенсировались количеством автомобилей. В 2004 году в США эксплуатировалось 55 852 электромобиля, не считая большого количества самодельных. Наборы комплектующих для конвертации автомобиля в электромобиль продаются в магазинах. Минимальная стоимость конвертации составляет $1500.
Лондон после 2012 года будет закупать только гибридные автобусы, обещая ежегодно вводить в эксплуатацию по 500 гибридных автобусов.
Автомобили с силовыми установками на водородных топливных элементах производят и испытывают такие крупные компании, как Ford Motor Company, Honda, Hyundai, Nissan, Volkswagen, Toyota, General Motors, Daimler AG.